Если транспортные сообщества не начнут понимать закон об автогражданской ответственности, то всех "ждет довольно сложное будущее".

Закон РФ "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" ждет сложное будущее, если транспортное сообщество не подготовятся к нему в достаточной мере и не начнет его понимать. Такое мнение высказала на семинаре "Оценка и калькуляция величины размера вреда при ДТП" заведующая кафедрой "Страхование и управление рисками Международного банковского института Лариса Мукина. По ее словам, особенностью страхования транспорта является то, что за короткий период времени, машина может оказаться в любой точке страны. В этой связи наиболее важно наладить слаженные межрегиональные контакты. Л.Мукина напомнила участникам семинара, что закон "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" во всем мире рассматривается и как экономический, и как социальный закон одновременно. Пострадавший в ДТП может нести бремя ответственности за семью. Страховой полис дает гарантию в том, что гражданин не будет обременен непосильными тратами, а вместе с тем, пострадавшие получат компенсацию. Страхование ответственности владельцев транспортных средств стало обязательным в Финляндии и Швеции в 1927г., в Германии - в 30-е гг. прошлого века. В целом, по словам Л.Мукиной, мировая тенденция такова, что этот закон принимается одним из первых законов обязательного страхования, при этом общее число действующих законов обязательного страхования, как правило, не превышает 5-6-ти. В России закон "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" – 54-й закон обязательного страхования, и, по мнению Л.Мукиной, требует дополнений. В связи с тем, что в разработке закона не принимали участия специалисты автотранспортных предприятий, интересы страховщиков, в частности РАСОВТ, "существенно пролоббированы". Как подчеркнула Л.Мукина, необходимо как минимум 5 лет, чтобы закон был понят. И, в первую очередь, необходимо наладить инфрастуктуру, которая включает в себя станции технического обслуживания, сертификационные услуги. Тогда все элементы обеспечения безопасности дорожного движения будут задействованы, в то время как сегодня регрессивные службы СК не задействованы совсем. Как отметила Л.Мукина, до настоящего времени не разработан тип договора страхования, не определены страховые тарифы, не доработан целый ряд правил, до конца не решен вопрос с независимой технической экспертизой, кроме того, должна быть утверждена единая форма страхового полиса, а также форма государственного значка и форма документа, содержащего информацию о страхователе. Компенсационный фонд, который должен быть сформирован к 1 июля 2004г., будет участвовать только в выплатах по вреду здоровью и жизни (исключая выплаты по имущественному ущербу). Как отметила Л.Мукина, если транспортные сообщества не начнут понимать закон, то всех "ждет довольно сложное будущее". Как подчеркнула Л.Мукина, страховые тарифы не могут долго оставаться неизменными. Они могут корректироваться согласно закону через полгода. К тому же система коэффициентов дифференцируется по регионам. Напомним, сегодня самый востребованный лимит ответственности СК при страховании АГО составляет 5 тыс. долл., при этом годовой страховой взнос - 75 долл. А по существующим на сегодняшний день перспективам стоимость годового полиса при обязательном страховании АГО может стоить и 180 долл. Как заявила Л.Мукина: "У нас будет на этот закон сильная изжога, если к тому же будут плохие страховые выплаты". Но, в целом, по мнению Л.Мукиной, закон должен стимулировать производство качественных товаров для автолюбителей, а также повысить качество дорог. Возрастет и заинтересованность участников в соблюдении правил дорожного движения, а также в производстве надежных транспортных средств. По существующей зарубежной практике, в частности, в Испании, автомобили старше 5-и лет, принимаются на страхование по повышенным тарифам. Однако, если такой автомобиль владелец сдает в утиль, ему предоставляется существенная скидка при покупке нового, которую, в свою очередь, оплачивают страховые компании.

Прощание с гарантиями  »
Юридические статьи »
Читайте также