Бело-мерс канал Можно ли купить иномарку за границей подешевле и ездить по России спокойно?

Говорят, некоторыми российскими автовладельцами овладела навязчивая идея - покупка белорусских иномарок. Увы, не "МАЗы" и не "БелАЗы" из бывшей братской республики стали предметом вожделения. Достаточно горячо обсуждается вопрос: можно ли в Белоруссии, где низкие пошлины на ввоз, купить настоящую иномарку, перегнать ее сюда и спокойно эксплуатировать, сэкономив таким образом от 2 до 10 тысяч долларов? Следующий вопрос: можно ли проделать то же самое с автомашиной из Эстонии или Литвы, где выгодные условия кредитования?

Проведя обследование петербургских улиц, мы обнаружили массу автомобилей с белорусскими номерами. Меж тем прямо во время написания этой статьи (а именно 25 августа) президент РФ подписал новый закон, по которому санкции к пойманным за рулем таких иномарок, и без того весьма жесткие, еще более ужесточатся к 1 октября этого года.

Басни перекупщиков

Подпольный рынок иномарок из Белоруссии получил очередной толчок к развитию после 1 октября 2002 года, когда российские власти более чем в 2 раза увеличили пошлины на подержанные иномарки старше 7 лет. А оживился - весной 2004-го, как ни парадоксально, после вступления в силу нового Таможенного кодекса, создатели которого ставили прямо противоположные цели - борьба с контрабандой, максимизация таможенных платежей (и все в бюджет, в бюджет...).

Попробуйте позвонить по любому объявлению о продаже иномарки по цене гораздо ниже рыночной, и вам непременно расскажут (отчаянно эксплуатируя традиционную нелюбовь интеллигентного россиянина к своему правительству) про то, как в замечательной стране Белоруссии не пошли на поводу к России и не стали вводить заградительные пошлины, потому что там нет собственного производства автомобилей (не совсем правда - в Белоруссии производят "МАЗы" и "БелАЗы", на которых престижно подъехать к подъезду театра в день премьеры и удивить друзей). Сообщат о том, что ввезти машину из Белоруссии нет никаких проблем - границы нет, а значит, нет таможни на границе и платить вам дополнительно ничего не нужно, так как между Россией и Белоруссией существует договор о единой таможенной зоне. Но главное - вам самим заморачиваться не надо - машину для вас уже пригнали. Правда, с белорусскими номерами - красными на белом, но с этим у вас трудностей не будет. В ответ на ваши сомнения опытные перекупщики расскажут примерно то же, что рассказал мне один из представителей этой замечательной профессии, замаскировавшийся под псевдонимом Шеф:

- Машина оформлена на человека из Белоруссии, покупаешь прямо с доверенностью от него, водишь по доверенности, раз в год катаешь в Белоруссию - только до границы и сразу обратно, оформляешь очередной временный ввоз и никаких проблем. А можно и не ездить - если будут проблемы с гаишниками, мы все уладим. Экономия огромная - кроме того, что на пошлинах экономишь, не надо тратиться на техосмотр, и налоги на эту машину (имеется в виду налог на владельца транспортного средства. - А. О.) не платишь...

Чаще всего черные дилеры иномарок с белорусскими номерами предлагают популярные у нас VW Passat, Audi-80, Audi-100, BMW - все начала 90-х годов. При этом Passat 1990 года с нормальным, российским учетом и российским номером стоит сейчас $5 - 6 тыс, а с белорусскими - $3 - 4 (чаще ближе к 3), VW Passat B-5 1998 г. - $8 - 10 тыс, с белорусскими, соответственно, - $5 - 7.

- Я бы не советовал брать такую машину, раньше это было вполне легально и можно было водить белорусскую машину по доверенности, сейчас в основной своей массе это контрабанда, - огорчил меня бывший перегонщик с большим стажем Алексей К. - Сбытом машин занимаются в основном люди в погонах, они же и перегоняют. Будут обещать отмазку в ГАИ от всех проблем, но на самом деле гарантий нет. Нет никаких оснований полагать, что у них там все схвачено. Далеко не все.

О чем не говорят

То, что рассказывают продавцы машин с белорусскими номерами, во многом соответствует действительности.

- Порядок временного ввоза определяет ст. 283 Таможенного кодекса, по которой российские физические лица могут ввезти транспортное средство, зарегистрированное на территории иностранного государства, на срок не более 6 месяцев, - рассказали нам на Балтийской таможне.

Если не разбираться дальше, все вроде бы нормально. Ввози раз в полгода, вывози - снова ввози, если кататься до границы с Белоруссией не лень. Увы, существует масса нюансов, которые делают такую операцию почти бессмысленной.

По новому Таможенному кодексу (частично это было и в прежних инструкциях таможни, а теперь закреплено федеральным законом) из Белоруссии (как и из любой другой страны) можно ввезти иномарку в Россию, оформив временный ввоз. Гражданин Белоруссии в течение одного года может ввезти в Россию только один автомобиль, на срок до 1 года, не уплачивая таможенных платежей, под обязательство вывезти машину обратно не позже установленного срока и при условии, "что в течение этого срока такое транспортное средство не будет использоваться для производственной или иной коммерческой деятельности, отчуждаться, передаваться в пользование, владение либо распоряжение другим лицам".

То есть, если у вас есть дядюшка в Белоруссии, он, конечно, может купить для вас "Мерседес" у себя на родине по очень льготной цене, но эксплуатировать его вам придется в комплекте с дядюшкой - в качестве личного водителя, поскольку "передавать в пользование" такую машину нельзя. Есть, однако, исключение - машину можно передать в управление другому лицу по доверенности, но... уплатив таможенную пошлину, и не по той человеколюбивой ставке, какую платят белые люди из Белоруссии (0,35 евро за куб. см, если возраст автомобиля не достиг десяти лет, 0,55 евро - если он старше 10), а по высокой российской - (2 евро/куб. см за машину старше 7 лет, 1,75 евро - от 3 до 7 лет, моложе 3 лет - +48% к стоимости машины, но не меньше 2,5 евро/куб. см).

Еще хуже с гражданами России. Будучи россиянином, вы тоже можете ввезти иномарку из Белоруссии (не обязательно "БелАЗ"), но только на 6 месяцев и уплатив при этом на таможне так называемый депозит в полном размере пошлины. Депозит этот вам вернут по возвращении в Белоруссию, откуда вы можете снова вернуться в Россию с машиной еще на полгода, но снова отдав депозит (т. е. фактически пошлину).

До полугода, по правилам, которые нам выдала таможня, спокойно можно разъезжать по Петербургу с белорусскими номерами, оформляя все документы на таможне и имея с собой только удостоверение на ввоз в Россию, а после полугода все машины подлежат регистрации уже в наших органах ГИБДД. Там нужно сдать белорусские номера, получить временные российские, а, возвращаясь в Белоруссию, обменять их обратно.

В самом ГИБДД эти правила трактуют более демократично:

- До 6 месяцев все ездят с белорусскими номерами, а после могут либо сменить их на временные российские, либо не менять, по желанию, но всех обратившихся мы регистрируем, - рассказал Александр Николаевич, старший инспектор 4-го отдела ГИБДД. - После того как прошел год с момента въезда, такого человека отсюда попросят. Мы гоняться за ним не будем. Но его проверят на таможне. Хотя границы с Белоруссией нет, на пути оттуда стоят 4 таможенных поста, на каждом из которых ставятся отметки, обойти их невозможно.

Для потенциальных космополитов, желающих жить, когда им удобно, по законам Беларуси, а когда неудобно - по законам России, оставалась одна надежда - долгосрочная программа сотрудничества наших государств. Еще 26 февраля 1999 года было подписан Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве между Россией и Белоруссией, по которому товары, ввозимые из Белоруссии в Россию и, наоборот, растаможивать можно на территории любого из этих государств. Почему бы в таком случае не растаможить машинку по льготным тарифам в Белоруссии?

- Договор действует и поныне, но это касается только товаров местного производства, - пояснил Михаил Русый, руководитель петербургского отделения посольства Белоруссии в России. - Товары третьих стран надо растаможивать на территории той страны, которая его ввезла, и по ее правилам. Важно даже, из какого сырья он сделан. Например, сахарный тростник, ввезенный из Кубы и переработанный в сахар в Белоруссии, при ввозе в Россию облагается пошлиной как кубинский. Автомобиль, собранный на территории Белоруссии, но более чем на 70% из деталей третьей страны, облагается налогами и пошлинами, как иномарка.

В общем, полная отсечка по всем параметрам. Без конфликта с законом ввезти иномарку из Белоруссии и сэкономить невозможно. Остается лишь маленькая и пока еще мало разведанная лазейка - ввезти машину, не уплатив депозита/пошлины можно под гарантии (поручительства) банка. Так что, если вы банкир или друг банкира и банк этот сможет оформить бумагу, которой поверит таможня, вы все-таки сможете купить иномарку в Белоруссии, сэкономив, например, 3300 евро (машина старше 10 лет с объемом двигателя 2 л). Насколько такая практика распространена, рассказать нам ни в ГИБДД, ни в таможне не смогли.

Президент закручивает гайки

Контролем за исполнением таможенных правил должна заниматься таможня. Как рассказали нам в ГИБДД, сотрудники Северо-Западного таможенного управления периодически устраивают облавы на машины с белорусскими номерами и проверяют: не задержались ли они тут дольше положенного времени. Если есть нарушение - машину отгонят на специальную штрафстоянку таможни. За содеянное полагается штраф - от 100 до 300% стоимости машины, а машину саму либо депортируют в Белоруссию к ее истинному владельцу, либо конфискуют. Совсем недавно помогать таможне в этом благородном деле практически на добровольных началах стали сотрудники ГИБДД - многие постовые имеют сейчас с собой копии приказа главы таможенного комитета Михаила Ванина, где разъясняются правила временного ввоза.

25 августа президент России подписал закон, корректирующий и Таможенный кодекс, и закон об административных правонарушениях, по которому малейшее нарушение правил временного ввоза или другая экономия на пошлинах фактически приравнивается к контрабанде. Не важно, что границы между Белоруссией и Россией нет. Важно, что есть таможенные посты. И если вы все-таки умудритесь провезти сюда автомобиль в обход этих постов и вас на этом поймают, придется платить штраф в размере от 50 до 300% стоимости автомобиля "с конфискацией или без таковой", а также произведут "конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения". То бишь иномарку у вас могут как отнять, так и не отнять, а подводную лодку, на которой вы ее протащили, отнимут обязательно, и автомат, которым отстреливались, - тоже.

Если вы ввезли через границу автомобиль по правилам, но продержали в России иномарку больше срока или как-то еще нарушили правила временного ввоза - тоже штраф до 300% (минимальный размер штрафа не сообщается).

И все-таки они вертятся

Несмотря на все эти жестокости, машины с белорусскими и даже с эстонскими и литовскими номерами - довольно частое явление на улицах Петербурга. Что же это все белорусы, приехавшие на экскурсию? Нет, конечно.

- Массовый ввоз машин из Белоруссии происходил до 1999 года, когда можно было купить машину у белоруса и спокойно пользоваться ею здесь по доверенности, пока срок доверенности не истечет, - рассказывает Михаил Николаевич, старший инспектор ГИБДД. - 7 июля 1999 года, когда вступило в силу 942-е распоряжение, все это прекратилось. Сейчас таких машин мало, хотя, наверное, какая-то часть осталась с тех времен, сколько неизвестно - мы специального учета таких машин не ведем.

Несмотря ни на что, продавать машины с белорусскими номерами в Петербурге продолжают. Реакция автовладельцев на грядущее ужесточение правил, о котором мы им сообщили, разная.

- Не надо дергаться, - говорит Анатолий В., - несколько моих друзей на белорусских машинах уже много лет ездят, периодически отстегивая на постах. Это все равно дешевле, чем платить российские пошлины.

- Я вам скажу по секрету, - пояснил нам инспектор ГИБДД, на одном из загородных шоссе, - мы не изверги. Мы понимаем, что многие люди купили такие машины ничего не подозревая или тогда, когда действовали прежние таможенные правила. Так что подход дифференцированный - недорогие иномарки начала 90-х с красными номерами пропускаем без вопросов, а если это Lend Cruiser 2000 года - совсем другое дело.

Алексей Орешкин

Регистрацию ограничили  »
Юридические статьи »
Читайте также