Годовой отсчет

С чем закончила первый год Валентина Матвиенко

5 октября Валентина Матвиенко отмечала юбилей - годовщину избрания губернатором Петербурга. По этому случаю губернатор провела в Смольном большую пресс-конференцию и, перечисляя свои достижения, первым в списке назвала "оздоровление атмосферы в жизни города", из которой ушли информационные войны и политические противостояния. "В общественно-политической жизни Петербурга дышится по-другому, и это - медицинский факт", - резюмировала Валентина Матвиенко. Даже злейшие оппоненты губернатора не могут с ней не согласиться.

За этот год Валентина Матвиенко доказала, что обладает одним безусловно позитивным для губернатора качеством: она умеет добывать деньги из всего, что движется, - федерального правительства и банков, строителей и торговцев бензином, владельцев казино и автомобилей, крупных налогоплательщиков и простых квартиросъемщиков.

Однако она еще не доказала, что умеет их тратить. За год в городе реально не сдвинулась с места ни одна структурная реформа. Если не считать, конечно, ЖКХ, с которого начинают свое правление все петербургские губернаторы и про которое сама Валентина Матвиенко сказала на пресс-конференции, что "доходы на рынке ЖКХ - как привидение в замке: никто не видел, но все говорят".

Впрочем, в целом у петербуржцев нет оснований быть недовольными. Они хотели человека, близкого к президенту Путину, и они его получили. И нельзя сказать, что Валентина Матвиенко сильно нарушила свои предвыборные обещания за исключением тех случаев, где они расходились с политикой президента.

Что обещала Матвиенко

Какие 7 первых шагов собиралась сделать губернатор после избрания

За время своей работы избирательный штаб Валентины Матвиенко подготовил несколько вариантов предвыборной программы, официально разработанной Проектным комитетом под руководством начальника департамента службы занятости Дмитрия Чернейко. Широкой общественности известен тиражировавшийся через газеты и буклеты абстрактный вариант программы, лишенной цифр и конкретики, которую не могут позволить себе кандидаты, всерьез думающие о будущем. Однако существовал и более детальный, нигде не опубликованный вариант, называвшийся "Семь первых шагов губернатора", который Валентина Матвиенко обнародовала 5 июля 2003 года на встрече с научной общественностью в Финэке.

Поскольку опубликованный вариант программы Валентины Матвиенко сводился к тезису о борьбе за все хорошее против всего плохого, губернатор в целом строго придерживается выбранного курса, отступая от него лишь в мелочах (например, обещала сохранить бесплатный проезд для пенсионеров, но не сохранит из-за затеянной Москвой монетизации льгот).

Другое дело - "Семь первых шагов губернатора". Свое название программа получила благодаря семи проблемам, которые Валентина Матвиенко намеревалась решать, - борьба с бедностью, транспорт, ЖКХ, медицинское обслуживание и пр.

Среди основных целей бюджетной политики губернатора в "Семи шагах" были следующие: исключить дефицит бюджета за счет привлечения новых ресурсов, снизить уровень долга, создать новые статьи доходов и увеличить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки на население. "Бюджет Санкт-Петербурга не является сбалансированным. Более того, будучи сбалансированным в 1997 - 1999 годах, он все более скатывается в необоснованные заимствования и необъяснимое увеличение дефицита", - писали авторы документа. Однако уже в бюджете-2005, первом бюджете, сверстанном командой Валентины Матвиенко, дефицит составляет 8%, что является рекордным показателем за последние почти 10 лет.

Согласно "Семи шагам", по каждой городской проблеме предполагалось создавать целевую программу и принимать ее в виде закона СПб, закрепив за каждой ответственного члена правительства. Однако за последний год ЗакС не принял ни одного закона о новой целевой программе.

Одной из ключевых идей по привлечению инвестиций в Проектном комитете мыслили закон "О мерах по созданию благоприятного инвестиционного климата в Санкт-Петербурге", который должен был предусматривать налоговые льготы для инвесторов. Более того, проект такого закона, как сказано в документе, уже подготовлен. Однако если он и был подготовлен, то потом, очевидно, потерялся - по крайней мере, за год своего правления Валентина Матвиенко так и не внесла его в ЗакС. Правда, сейчас в Смольном готовится некий закон по налоговым льготам для крупных инвесторов.

Были в "Семи шагах" и нетрадиционные способы привлечения инвесторов. "С точки зрения улучшения облика города в глазах потенциальных инвесторов новому губернатору следует всячески способствовать избранию уполномоченного по правам человека в СПб, - говорилось в документе, - если на этот пост будет избрана фигура, поддерживаемая правозащитным сообществом и известная иностранным консульствам в СПб, обладающая безупречной репутацией, это, несомненно, поможет имиджу нового губернатора. Ведь при старом губернаторе 6 (!) раз срывались выборы уполномоченного по правам человека". Даже если оставить за скобками странное понимание ее штабом Матвиенко функций уполномоченного по правам человека, придется признать, что выборы уполномоченного при новом губернаторе провалились точно так же, как шесть раз до этого проваливались при старом.

Для реформы ЖКХ планировалось, помимо традиционных тезисов о развитии конкуренции и привлечении к обслуживанию домов коммерческих структур, которые безуспешно пытался воплотить в жизнь еще Владимир Яковлев, реорганизовать МСУ. "Проект закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений и дополнений в Закон "О территориальном устройстве СПб" и "О местном самоуправлении в СПб" подготовлен. Он предполагает разделение полномочий между тремя уровнями власти - региональным, местным самоуправлением на уровне районов и местным самоуправлением на существующих сегодня территориях", говорилось в "Семи шагах". Однако после выборов Смольный не только не внес никаких законов о создании МСУ на районом уровне, но и всячески торпедировал эту идею.

Из всех инновационных идей, изложенных в "Семи шагах", Смольный пока реализовал только одну - переход на распределение участков под строительство и городских заказов через тендер. Конечно, эта система вызывает много нареканий, но она по крайней мере существует.

Комментарий к обещанному

Михаил Бродский, член правительства Петербурга, один из участников Проектного комитета:

- Действия Валентины Матвиенко соответствуют тем принципам, которые были заложены Проектным комитетом в ее предвыборную программу?

- Предвыборная программа называлась "Семь шагов губернатора", и там прописывались действия по решению семи основных проблем. Самой острой из всех была жилищно-коммунальная. Мы ее решаем. В бюджете 2004 года было предусмотрено увеличение финансирования по этой статье, а в следующем бюджете мы потратим еще больше. Рост вложений в ЖКХ должен продолжаться по плану до 2008 года - на него пойдет весь дефицит и все отчисления строителей на инфраструктуру. Для сравнения - в 2003 году у нас на жилищно-коммунальное хозяйство было потрачено 12 миллиардов, из них 10 миллиардов были в комитете по благоустройству и дорожному хозяйству, в 2004 году бюджет этого комитета увеличен на 20%, а финансирование обслуживания жилищно-коммунальной сферы резко увеличено за счет поднятия квартплаты. В 2005 году у нас на ЖКХ будет потрачено 27 миллиардов. Это стало возможным благодаря увеличению отчислений застройщиков на инфраструктуру. Таким образом, создан большой финансовый кулак, которым мы ударим по бездорожью и разгильдяйству.

Есть программа строительства головных сооружений - газопроводов, линий электропередач подстанций. У города не осталось дополнительных мощностей: дом-то построить можно, но подключать его не к чему. Изменена инвестиционная политика в отношении энергетических компаний, реорганизованы отношения с "Ленэнерго" и газовыми системами. Как вы помните, у прошлого губернатора не было взаимопонимания с "Ленэнерго", и они практически ничего не инвестировали в город при том, что много денег вкладывали в области.

Правительство предпринимает меры по разделению функций заказчика и подрядчика в системе ГУЖА, приватизации этого рынка и созданию акционерных обществ. У нас очень много любителей говорить, что "лучше-то не стало", но это - все равно что хирургическая операция: когда больному разрезают живот, ему действительно не становится от этого лучше. Идет оперативное вмешательство, достаточно энергичное и агрессивное, и есть все надежды на то, что больной пойдет на поправку.

Транспортная проблема была второй по степени своей актуальности - решен наиболее острый вопрос с метро, и мы надеемся в следующем году открыть две новые станции. Строятся дороги, но бессовестные петербуржцы сопротивляются решению транспортной проблемы: обедневший народ покупает все больше и больше автомобилей, с 93-го года в четыре раза увеличилось количество местных машин и в пять раз транзитных.

Следующей проблемой было медицинское обслуживание - здесь все делается так, как было запланировано, но результаты пока не заметны. Преобразования идут в страховой медицине, в фондах ОМС, но это - реформы внутри системы.

То есть по всем направлениям есть позитивные сдвиги: где-то больше, где-то меньше.

Экс-кандидаты. Прямая речь

Константин Сухенко, экс-кандидат в губернаторы СПб, депутат ЗакСа:

- Мне кажется, решение многих проблем, которые Валентина Ивановна взялась решить после избрания губернатором, оказалось намного сложнее, чем ей казалось поначалу. Все мы постоянно слышим об этих проблемах с уплотнительной застройкой, системой горзаказа и т. д. Но это все следствия. Главная проблема Валентины Ивановны - в отсутствии команды управленцев-единомышленников, четко представляющих себе стоящие перед ними задачи. Ведь люди в ее команду вошли самые разные, и им нужно много времени, чтобы договориться между собой и хотя бы перестать мешать друг другу. Я думаю, что губернатор и сама не очень удовлетворена итогами своей годовой деятельности в качестве губернатора. С другой стороны, год - вполне достаточный срок для того, чтобы реально оценить возможности своей команды и произвести в ней необходимые перестановки. В целом я бы оценил действия губернатора в течение прошедшего года на твердую "четверку".

Михаил Амосов, экс-кандидат в губернаторы СПб, депутат ЗакСа:

- Честно говоря, я ожидал от Валентины Ивановны большего, особенно в таких ключевых для Петербурга областях, как местное самоуправление и ЖКХ. Местное самоуправление осталось столь же аморфным, как и при Яковлеве, а в реформировании ЖКХ Матвиенко действует его же методами. То есть сначала подняли цены на услуги, а теперь пытаются разделить заказчиков и подрядчиков услуг ЖКХ. К тому же у нынешнего Смольного четко прослеживается желание принимать различные целевые программы без участия парламента, что тоже настораживает. Безусловно, какие-то успехи есть - интенсификация разработки Генплана развития города, например. Я бы поставил за этот год Матвиенко "четыре", ведь он все же первый. Ну и к тому же в целом Валентина Ивановна как губернатор и публичное лицо является человеком несравненно более цивилизованным, нежели Владимир Яковлев.

Алексей Тимофеев, экс-кандидат в губернаторы СПб, депутат ЗакСа:

- Я бы поставил ей за этот год "три с минусом". Слишком многого из обещанного она не выполнила. Вот, например, в теледебатах она обещала, что город будет производить единовременные выплаты родственникам всех умерших горожан, вне зависимости от их статуса. И что? Как только я направил ей соответствующий закон, она наложил на него вето.

Сергей Беляев, экс-кандидат в губернаторы СПб, член политсовета партии "Родина":

- К сожалению, то, с чем шла на выборы Валентина Ивановна, по большей части не выполнено. Увеличения объема инвестиций в город не произошло: ни со стороны частного (в том числе и иностранного) капитала, ни со стороны федерального бюджета. В свою очередь, избиратели интересуются, куда пропал столь активный в период кампании "народный контроль"? Думаю, я сумел бы сделать то, что не удалось Матвиенко - привлечь в город инвестиции и работать под строгим общественным контролем. Кстати, в случае неудачи я обещал через год уйти в отставку. А вот готова ли Валентина Ивановна подать заявление? Хотя бы для того, чтобы стать первой назначенной на этот пост президентом.

И.С., А.П.

Антон Мухин

Уместен ли «чайна-таун» на Финском заливе?  »
Юридические статьи »
Читайте также