Бензиновая река, золотые берега Транспортники требуют обуздать рост цен на топливо

В четверг в Петербурге (как и во многих других городах) митинговали транспортники: проходила общероссийская акция протеста против роста цен на топливо. За два года бензин и солярка подорожали вдвое - в пять раз больше официального уровня инфляции. По мнению протестующих, это "приобретает масштабы национального бедствия и ставит автоперевозчиков на грань разорения". Транспортники требуют снизить цены на бензин до 11 рублей за литр и ввести государственное регулирование цен на топливо...

На пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта прошла получасовая акция протеста, в которой участвовали несколько сот человек. Движение не перекрывали - все прошло спокойно и без эксцессов. Но если "топливный беспредел" не прекратится, участники акции обещали "перейти к более радикальным и решительным действиям". При этом они заявляют: была бы нормальная зарплата - за бензин можно было бы платить и больше. Но по уровню цен на бензин мы уже почти сравнялись с Западом (а то и превзошли его), что же касается зарплаты - разница составляет 20-25 раз. (Это делает ситуацию похожей на ту, что связана с "монетизацией". Пенсионеры тоже говорят: была бы нормальная пенсия - и не надо нам никаких льгот.)

Желаемого результата, впрочем (в отличие от пенсионеров, которые уже кое-чего добились) транспортники достигнут вряд ли.

То, что цены на бензин растут сверх всякой меры, известно. То, что это не имеет никакого отношения к нормальной экономике и рынку - тоже: о ценовых сговорах, благодаря которым и формируются цены на бензин, открыто говорят не только водители, но и чиновники самого высокого ранга.

"Картельное соглашение между нефтяниками по ценам на топливо есть, но действующее законодательство не позволяет доказать это", - говорит вице-премьер Александр Жуков. "Если и удается что-то доказать, то у нас в руках соломенная шпага: максимальный штраф, который можно получить за нарушение антимонопольного законодательства, - около 16 тысяч долларов. Эту сумму монополист зарабатывает за минуту", - сетует глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Правда, сейчас ФАС придумала новый закон о конкуренции (к 1 марта он должен быть внесен в Госдуму), где резко повышаются штрафы, но исправит ли он бензиновую ситуацию - сказать трудно. Ведь, по выражению того же Артемьева, "участники сговора протоколов не подписывают".

Тем не менее к идее государственного регулирования цен на бензин и Жуков, и Артемьев, и министр экономики и торговли Герман Греф относятся крайне отрицательно. Такого же мнения и питерские эксперты.

"Меня учили: всякий раз, когда начинается государственное регулирование, цены почему-то вырастают, - говорит главный юрисконсульт Комитета по транспорту Александр Трубин. - Когда-то мы регулировали тарифы на маршрутки - они росли достаточно быстро. Перестали регулировать - рост цен замедлился. С бензином будет то же самое: если пытаться регулировать - или бензин станет дефицитом, или выяснится, что регулируемые тарифы также растут. А регулирующие органы найдут тысячу обоснований для этого".

"Система запретов и ограничений неэффективна, - считает председатель правления Ассоциации таксомоторного транспорта городов России Юрий Вейков. - Конечно, рост цен на бензин - результат сговора. Конечно, надо бороться с этим сговором. Но государственное регулирование цен не поможет".

Впрочем, есть и другая точка зрения.

Да, теоретически госрегулирование - это плохо. Но что делать, если "невидимая рука рынка" оказывается бессильной, а доказать сговор монополистов не удается?

Между тем бензин - особый товар: рост цен на него автоматически приводит к удорожанию практически всех других товаров и услуг (поскольку в них входит ценообразующая "транспортная составляющая"). А потому возможность государственного регулирования надо по крайней мере обсуждать. Что касается возможного дефицита - электроэнергия, газ, вода и тепло, слава богу, пока не в дефиците, хотя тарифы на них государством регулируются.

К тому же речь не о том, чтобы в приказном порядке установить низкие цены на бензин. Можно провести анализ затрат и определить цены так, чтобы продавцы оставались, конечно, с прибылью, но только не со сверхприбылью, вызванной их монопольным положением. То есть ограничить норму прибыли. Можно включать механизм регулирования только тогда, когда рост цен превышает индекс инфляции...

Нельзя делать лишь одного: сидеть сложа руки и смотреть, как очередная проблема разрастается, словно раковая опухоль.

Владимир Максимов

Человек, похожий на госторгинспектора, против предмета, похожего на сигарету  »
Юридические статьи »
Читайте также