НДС исправят счетом через фактуру

МНС РФ считает, что необходимо кардинальное исправление существующей системы администрирования НДС

Министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев предложил правительству ввести систему уплаты налога со специальных счетов -- НДС-счетов.

Выдержки из выступления министра Российской Федерации по налогам и сборам Геннадия Букаева на заседании Правительства Российской Федерации 02.10.2003:

"Стало очевидным, что основанные на действующем законодательстве методы и способы проведения контрольной работы, межведомственного взаимодействия недостаточны для противодействия уклонению от уплаты налога в бюджет и неправомерному возмещению.

— Первоочередные задачи по совершенствованию законодательства о налогах и сборах и налогового администрирования включают в себя, прежде всего, разработку мер по повышению уровня налогового администрирования налога на добавленную стоимость.

Необходимость совершенствования системы администрирования НДС обусловлена тем, что данный налог является одним из основных налоговых платежей федерального бюджета. По итогам 2002 г. удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов по федеральному бюджету составил 46,3%.

Вместе с тем, сдерживающее влияние как на динамику, так и на объем поступления НДС в федеральный бюджет оказывает опережающий рост сумм возмещения.

Заявляемые к вычету суммы НДС растут быстрее, чем начисления налога.

Одной из причин роста сумм, предъявляемых к возмещению из бюджета, являются различного рода схемы уклонения от НДС. При этом документооборот между участниками сделки на каждом отдельно взятом этапе сделки приводится в соответствие с законодательством, что позволяет по формальным основаниям удовлетворить требования по применению налоговых вычетов недобросовестными налогоплательщиками.

Стало очевидным, что основанные на действующем законодательстве методы и способы проведения контрольной работы, межведомственного взаимодействия недостаточны для противодействия уклонению от уплаты налога в бюджет и неправомерному возмещению.

Необходимо кардинальное исправление существующей системы администрирования НДС.

— В качестве варианта решения мы предлагаем ввести систему уплаты налога со специальных счетов -- НДС-счетов.

Чтобы пояснить, как работает модель НДС-счета, я перечислю основные ее принципы.

Это, во-первых, обязательность открытия в банке счета, предназначенного для расчетов по НДС.

Во-вторых, обязанность уплаты сумм налога с НДС-счета, в том числе при товарообменных операциях, использовании в качестве форм расчетов аккредитивов, чеков и т.п.

В-третьих, невозможность иного списания средств, находящихся на НДС-счете, кроме как на НДС-счета или в бюджет.

Налогоплательщик имеет право получить вычет по НДС только при условии перечисления суммы налога с НДС-счета покупателя на НДС-счет продавца.

При ликвидации владельца НДС-счета остатки денежных средств, в первую очередь, перечисляются в бюджет на уплату НДС в части погашения имеющейся задолженности по налогу и соответствующих сумм пени.

— Важным является установление ответственности кредитных организаций за нарушение порядка расчетов по НДС-счетам и непредставление налоговым органам информации о движении денежных средств по НДС-счетам.

Указанный механизм позволит отслеживать проведение операций в режиме, близком к режиму реального времени, что будет способствовать сокращению сроков проведения контрольных мероприятий и, как следствие, упрощению порядка подтверждения налогового вычета. При этом гарантируется взыскание налога и его поступление в бюджет.

Предлагаемая модель НДС-счета обеспечивает прозрачность движения сумм НДС, заявленных к вычету.

Одновременно необходимо решить задачу более эффективного контроля за начислением налогоплательщиками сумм НДС.

— В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры.

В счетах-фактурах выделяется сумма НДС, что служит основанием как для принятия предъявляемых к вычету сумм у покупателя, так и для определения обязательства по уплате налога у налогоплательщика.

Информация о выставленных и полученных счетах-фактурах позволяет налоговым органам контролировать уплату и возмещение НДС.

Использование данной информации будет максимально результативным при создании системы электронной передачи и обработки информации о выписанных и полученных счетах-фактурах.

— Ведение электронного учета информации о счетах-фактурах с использованием компьютерных технологий и анализ полученных сведений позволит:

-- выявлять и предупреждать случаи сокрытия, занижения налоговой базы;

-- выявлять случаи незаконного принятия к вычету сумм НДС, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг).

Система также позволит сформировать по информации из счетов-фактур контрольный экземпляр деклараций по НДС, содержащий оценку налоговых обязательств налогоплательщика исходя из данных налогового органа. Эта информация будет использоваться для проведения проверок.

Контрольные мероприятия с применением баз данных по счетам-фактурам изменят качество работы по всем бюджетообразующим налогам, в том числе и по прибыли, по имуществу.

— Вышеназванные мероприятия сведут к минимуму заинтересованность недобросовестных налогоплательщиков в фирмах-однодневках, используемых в схемах по неправомерному возмещению НДС, и в которых происходит концентрация основной задолженности по налогам.

— Реализация систем НДС-счетов и электронной обработки счетов-фактур сделает возможным решение основных проблем, заявляемых сегодня бизнес-сообществом. Станет реальным:

-- сокращение сроков принятия к налоговому вычету сумм НДС по капитальным вложениям;

-- упрощение порядка возмещения НДС по экспортным операциям;

-- исключение из налоговой базы авансовых платежей под предстоящее выполнение экспортных поставок.

— Электронный учет информации о счетах-фактурах предполагает обработку больших объемов информации. Примерная оценка ежегодного количества счетов-фактур по России -- около 13 млрд. Поэтому требуется разработка программно-технического комплекса автоматизированного сбора и обработки информации и внедрение современных средств телекоммуникаций.

Основой этой работы является централизация обработки данных за счет создания межрайонных инспекций МНС России по централизованной обработке данных, которые будут решать задачи ввода, обработки, хранения и использования информации налоговых органов всех уровней.

Централизация процесса ввода налоговой отчетности позволяет повысить производительность ввода данных в 6-7 раз. Это освободит персонал инспекций от исполнения рутинных операций, предоставит налоговому инспектору информацию, необходимую для работы с налогоплательщиками".

Признаки схемы уклонения от НДС

– Искусственно увеличивается входной налог путем многоступенчатой перекупки товаров на территории Российской Федерации с последующей реализацией продукции по заниженным ценам, что приводит к неоправданному росту расходов федерального бюджета на выплаты, связанные с возмещением. При этом на стадии перепродажи налог в полном объеме в бюджет не поступает ввиду "исчезновения" организации-перекупщика после перечисления в его адрес возмещенных сумм НДС.

– В ряде случаев выручка от реализации товаров фактически не поступает на счет поставщика, в течение 1 дня движение денежных средств в банке имеет замкнутый цикл, денежные средства заимствуются у банка или одного из участников сделки и т.д.

Рост сумм возмещения НДС

Так, если в первом полугодии 2002 г. сумма налоговых вычетов составила 1250,6 млрд рублей, или 78,6% (от начисленной суммы налога по налогооблагаемым оборотам), то в первом полугодии 2003 г. указанная сумма вычетов составила 1738,9 млрд рублей, или 80,2%, т.е. рост составил 1,6 процентных пункта.

МНС РФ предлагает:

c 1 июля следующего года -- ввести систему НДС-счетов;

c 1 января 2005 г. -- решить проблему возмещения НДС по экспортным операциям, капитальным вложениям, авансовым платежам;

с 1 июля 2005 г. -- ввести систему электронных счетов-фактур.

Валерий Рубцов

Правительство в целом одобрило введение НДС-счетов и упрощение возврата НДС при экспорте и капвложениях.  »
Юридические статьи »
Читайте также