Будет ли на Дачном все удачно?

Некоторые важные для нашего города стратегические проекты, включенные в новый Генеральный план развития Петербурга, начинают обретать реальные черты. В первую очередь это касается создания магистралей непрерывного скоростного движения. Строится КАД, начата прокладка западного скоростного диаметра (ЗСД). Решаются задачи связи этих мощных магистралей с внутренней сетью городских дорог.

Но все ли эти решения глубоко продуманы и неоспоримы?

На этот счет есть некоторые сомнения. Иначе откуда возник взрыв негодования общественности микрорайона Дачное? Горячий протест его жителей направлен против строительства транспортной развязки на Дачном проспекте.

Спорная развязка

Вопрос с развязкой очень сложный, поскольку этот транспортный узел городу крайне необходим. Формирование широтной транспортной магистрали Дачный пр. — Предпортовая ул. — Дунайский пр. в составе планировочного решения трассы ЗСД и КАД нашло отображение в концепции нового генплана. Техническая целесообразность проекта развязки, разработанного ЗАО «Стройпроект», вполне понятна: она направлена на решение важных транспортных и градостроительных проблем юго-запада Петербурга, где до 2015 года планируется построить 600 тыс. кв. метров жилья. Благодаря строительству развязки и превращению таким образом Дачного проспекта в трассу общегородского значения появляется возможность быстрой транспортной связи развивающихся районов с центром города через Московский и Витебский проспекты.

Развязка помогла бы снизить транспортную нагрузку на проспект Народного Ополчения, по которому сейчас в направлении к городскому центру следует более 80% транспортных потоков из Сосновой Поляны, Лигова, Ульянки, Дачного, Горелова, Старопанова и Красного Села. Скоростная трасса обеспечивает еще одну возможность — кратчайшую связь юго-западной части Кировского района города с зонами отдыха Псковского, Лужского и Московского направлений, Пушкином, Павловском, а также областными садоводствами.

Но в итоге жизнь оказалась сложнее схемы, в которой было предусмотрено, казалось бы, все. Кроме одного — благополучия и экологической безопасности жителей Дачного проспекта. Бить тревогу общественность микрорайона начала летом этого года, когда стало ясно, что проект развязки внесен в новый генплан , а ее строительство может начаться уже в 2006 году.

Конечно, жителей микрорайона не могло обрадовать, что после ввода в строй этого транспортного узла поток автомобилей по Дачному проспекту возрастет чуть ли не в 30 раз. И, соответственно, повысятся объемы вредных выхлопов, уровень шума и вибрации на Дачном проспекте и в прилегающих к нему кварталах. Это при том что Кировский район и так один из наиболее экологически загрязненных в Петербурге.

Не устраивают местных жителей и перспективы расширения проезжей части Дачного проспекта до 14 полос, что грозит уничтожением газонов и вырубкой защитных зеленых насаждений. Транспортный поток при этом приблизится чуть ли не вплотную к фасадам домов. Тогда как непременным условием для автодорог подобного класса считается наличие санитарной защитной зоны, а расстояние от окон домов до трассы должно быть в 10 раз большее, чем на обычной улице.

Есть и другие тревожные обстоятельства. Например, расположенный вдоль Дачного проспекта стратегический нефтепровод, на котором уже трижды происходили аварии. Вибрация от большого потока автотранспорта может только увеличить риск аварийных ситуаций. Вряд ли можно поручиться и за целостность некоторых девятиэтажных кирпичных домов, которые строили без учета повышенных вибраций почвы — не на свайном, а на более слабом ленточном фундаменте.

Жители Дачного проспекта обеспокоены и тем, что, по их мнению, труднодоступными станут подходы к станции метро «Проспект Ветеранов». Это обусловлено тем, что проект не предусматривает съезды с будущего виадука развязки на проспект Народного Ополчения. В результате тысячи автомашин, следующих на этот проспект, станут двигаться в обход по другим улицам — в том числе через проспект Ветеранов, создавая при этом пробки на подъездах к метро.

Общественный проект

Стоит отметить, что горожане не ограничились одним отрицанием, создав общественный совет. Они предложили другое техническое решение проблемы. Развязка необходима, с этим согласны все. Но горожане предлагают другой вариант — построить ее на стыке садоводства АО «Кировский завод» и парка «Александрина». До ближайших жилых кварталов здесь полкилометра. В этом месте можно было бы связать КАД с проспектом Народного Ополчения. Они находятся рядом, их разделяет только железнодорожная ветка.

Над новым проектом поработали технические специалисты с кандидатскими степенями из числа жителей района. Предложенное решение признано рациональным: исполняющий обязанности председателя комитета по строительству и архитектуре В. Егги ответил в официальном письме, что предложение по строительству транспортной развязки для подключения КАД к проспекту Народного Ополчения представляется правомерными и может быть рассмотрено отдельно.

В ответ на запрос депутата петербургского Законодательного собрания С. Андреева, за помощью к которому обратился общественный совет микрорайона, генеральный директор «НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры» А. Солодкий ответил, что предложенное решение имеет право на существование, но только как дублирующее. Даже отметил, что, согласно расчетам сотрудников института, наиболее перспективными вариантами развития транспортной сети юго-западной зоны Кировского и Красносельского районов и подключения ее к трассе КАД является строительство именно этих транспортных развязок. Той, что заложена в генплане, и той, которую предложила общественность микрорайона.

Это вызвало воодушевление общественности. Депутат ЗакСа С. Андреев даже предложил, чтобы финансирование одной развязки шло из федерального бюджета, а другой — из городского. Но возникает закономерный вопрос: насколько оправданны будут такие траты с экономической точки зрения? Ведь строительство каждой из развязок обойдется в несколько миллиардов рублей. Да и в соответствии с нормами проектирования скоростных магистралей не допускается размещение транспортных развязок чаще, чем через 5 км (в данной ситуации между ними будет менее 2 км).

Ответ жителям микрорайона председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству В. Антонова был категоричен. Он констатирует, что предложения общественности качественно изменяют структуру улично-дорожной сети в Дачном районе, но не решают поставленную генпланом задачу широтной связи между Кировским и Московским районами. К тому же, по его словам, подключение пр. Народного Ополчения к КАД приведет из-за увеличения транспортных потоков к параличу движения — если не расширить проспект с 4 до 6 полос. При этом потребуются значительные затраты на реконструкцию проспекта и будут затронуты интересы жителей прилегающих домов, что в итоге может спровоцировать ситуацию, аналогичную той, которая имеет место на Дачном...

В общем, в качестве компенсации неудобств, связанных с превращением Дачного проспекта в скоростную трассу, жителям обещано шумозащитное остекление 25 жилых домов и экранирование жилой застройки вдоль эстакад, съездов с виадука и пандусного участка. А также частичное переустройство и защита нефтепровода при помощи специальных кожухов в местах его пересечений на съездах с развязки. Обещают построить и ранее не запланированные подземные переходы. Но все это мало устраивает общественность.

Противостояние продолжается

По словам председателя общественного совета микрорайона «Дачное» А. Безрукова, разосланы письма в десятки ведомственных инстанций и во властные структуры. Против строительства развязки на Дачном проспекте собраны подписи около 10 тыс. человек. На это городская администрация отвечает, что генплан прошел публичные слушания во всех муниципальных образованиях города и получил одобрение. Что является в соответствии с правилами организации общественных слушаний достаточным для принятия градостроительных решений.

«Не могу поручиться за другие муниципальные образования, но со всей ответственностью как депутат заявляю, что генплан ни на одном заседании нашего Муниципального совета № 25 не обсуждался, — утверждает А. Безруков. — Слушания проходили на самом деле в администрации Кировского района. При этом не присутствовали даже некоторые главы муниципальных образований, а от жителей района было всего человек 10 — 15. На слушания должны были пригласить жителей домов, которые расположены в 100 метрах от зоны строительства, — таких зданий около 50. Но ни на одном из них не было расклеено объявлений. Краткая информация появилась лишь в газете «Мой район», которая в этом микрорайоне не распространяется.

К тому же слушания проводились на проспекте Стачек. С Дачного проспекта туда надо ехать почти час на общественном транспорте. Да и сам проект развязки представлен не был — только планировка трассы без поясняющих материалов и экологических выкладок. Так что на деле слушания превратились в формальность. Но формальность далеко не безобидную, когда 100 тысяч человек поставили перед фактом значительного ухудшения условий проживания. Правда, общественный совет устроил жесткий прессинг и протокол слушаний главами муниципальных образований так и не был подписан.

Последним событием «эпопеи с развязкой» стало заседание «круглого стола» в ЗакСе, куда спикер В. Тюльпанов пригласил 20 человек — городских чиновников, а также проектировщиков и строителей. От населения присутствовал только председатель общественного совета микрорайона «Дачное». Увы, диалога не получилось. Резюме градостроителей было таким: «Мало мы поработали над тем, чтобы донести основной вариант развязки до жителей микрорайона. Надо, чтобы они его приняли и поверили в него». А председатель общественного совета А. Безруков считает, что теперь у жителей микрорайона одно средство защиты — митинги и пикеты. Правда, остается еще надежда на письма, отправленные в адрес губернатора и спикера Совета Федерации.

«Обидно то, что власти общественность не услышали, — констатирует А. Безруков. — Мы доказали, что в генплан был включен сырой проект, в котором прослеживаются недоработки проектировщиков. А ведь можно временно заморозить строительство развязки, провести детальный предпроектный анализ нашего варианта и только после этого принять окончательный вердикт».

Пока суд да дело, целевое финансирование проекта строительства развязки на Дачном проспекте уже началось. И все же не лучше ли той и другой стороне вместе поискать выход из сложного положения, пойти на компромиссы. А если строительства развязки на Дачном не избежать — принять максимальные меры защиты населения вдобавок к уже предложенным вплоть до отселения из экологически неблагополучных домов. Но и жители должны понимать, что в Петербурге есть немало районов (взять тот же центр), которые не меньше, а, может быть, даже больше, чем Кировский, страдают от выхлопов транспорта.

Городу не прожить без скоростных магистралей. И перенос их с одного проспекта может причинить не меньший вред жителям другого. Постоянные тяжбы дела с места не сдвинут, а, как известно, плохой мир лучше доброй ссоры.

Марина Сумина

Законопроект по платным автодорогам подготовило Министерство транспорта Российской Федерации.  »
Юридические статьи »
Читайте также