Выживание школ будет обеспечено градоначальством

Через полтора года в Петербурге все школы станут "финансово самостоятельными" (так на последнем заседании решило городское правительство). И это может перевернуть всю систему народного образования в СПб.

Сегодня в городе лишь 92 школы из 685 обладают такой самостоятельностью. По словам чиновников, этого достаточно, чтобы, ссылаясь на "благоприятный опыт" руководителей преуспевающих школ, перевести остальных на подобные схемы. "Мои дети учатся в обыкновенной государственной гимназии № 56, которая признана лучшей в стране, - поведал об одном из таких положительных примеров в интервью нашей газете вице-губернатор Сергей Тарасов, курирующий сферу народного образования. - Безусловно, эта гимназия находится на самостоятельном финансировании, она может привлекать деньги от всевозможных мероприятий, которые организует вне учебной программы".

Главные проблемы, по словам смольнинских работников, - это отсутствие управленцев, способных грамотно вести школьное хозяйство, а также нормативов финансирования школ. Обе эти проблемы планируется решить за полтора года.

При этом "самостоятельное финансирование", которое планируется внедрить, будет существенно отличаться от того, на которое успели перейти некоторые городские школы. Главным новшеством явится подушное финансирование, которое правительство города планирует внедрить, начиная с 2006 года. По этой системе, каждая школа будет получать на собственный счет энную сумму рублей, согласно количеству учеников. По расчетам комитета по образованию, сегодня в среднем на каждого ученика тратится около 10 тыс. рублей в год.

Как будут рассчитываться нормативы и какими окажутся их размеры в новых финансовых условиях, пока никому не известно, в том числе и самим инициаторам "реформы". Губернатор Валентина Матвиенко поручила комитету экономического развития, промышленной политики и торговли разработать схему до 1 марта следующего года. Согласно весьма расплывчатому пояснению заместителя комитета по образованию Игоря Козлова, "норматив финансирования будет рассчитываться исходя из бюджетных расходов предшествующего года, затем делиться на количество учеников, и, учитывая коэффициентные индексы, будет определена цифра на следующий год, естественно, с учетом доходной части бюджета". По расчетам депутата Госдумы РФ Валентины Ивановой, посетившей упомянутое заседание городского правительства, сумма будет равна примерно 9 тыс. рублей на человека в год.

Таким образом, правительство создает прямую и незатейливую схему: чем больше учеников, тем больше денег на личном счете школы. Дабы научить директоров искусству цивилизованной "борьбы за ребенка", городские власти собираются проводить для них тренинги, а также сеансы обучения основам менеджмента, ведению хозяйственной деятельности и юриспруденции.

Это нововведение, в унисон твердят законодатели и правительство, заставит школы конкурировать по законам рынка. Правда, с подобной "административно-дарвинистской" философией не согласна весьма влиятельная заинтересованная сторона: руководители школ. Которые, впрочем, не ропщут: "Мы в какой-то мере госслужащие: нам пришел приказ, мы под козырек - и выполнять!" - уныло поясняют они.

Зато теперь школы получат возможность самостоятельно зарабатывать и расходовать привлеченные средства, вдохновенно продолжают чиновники. Сегодня, утверждают они, этот процесс изрядно тормозят районные отделы народного образования, которые выполняют все финансовые функции и имеют централизованную бухгалтерию.

Организационно-финансовый оптимизм городских чиновников, однако, приходит в столкновение с некоторыми весьма существенными обстоятельствами. В рамках все того же печально известного законопроекта "О приведении в соответствие...", полностью меняющего правовой ландшафт РФ, в Госдуме уже прошли первое чтение поправки, предусматривающие преобразование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и культуры в "автономные некоммерческие организации" и "автономные учреждения".

При этом, по словам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, образовательные учреждения, если они сохраняют государственный статус, лишаются права "сдавать в аренду часть площадей или организовывать предпринимательскую деятельность и затем эти доходы распределять по собственному усмотрению". Кроме того, будут отбираться в пользу государства спонсорские деньги. Таким образом, для большинства бюджетных учреждений "будут создаваться невыносимые условия существования, чтобы подтолкнуть их к превращению в негосударственные некоммерческие организации, судьбу которых будет решать попечительский совет" (см. "Дело" за 21 июня 2004 г.). Когда это случится, местные власти уже не будут претендовать на доходы преобразованных учреждений, однако и по своим долгам тем придется платить самостоятельно, при этом если такие организации выжить все-таки не смогут и будут признаны банкротами, то, скорее всего, их будет ждать ликвидация.

Исходя из всего сказанного, следует предположить, что нынешнее решение городского правительства - даже если признать его исключительно прогрессивным и разумным - вряд ли обеспечит петербургским школьникам счастливое завтра. Как только на федеральном уровне будет принят "поправочный пакет" (а это, скорее всего, случится уже в следующем месяце), который "прижмет" бюджетные организации и урежет их дополнительные источники доходов, на которые ныне уповают смольнинские реформаторы, никто не сможет гарантировать школам их выживание. Гораздо более вероятным станет выживание их из занимаемых зданий.

В этой связи возникает вопрос: сможет ли государство в новых экономических условиях гарантировать бесплатное всеобщее образование? Отвечая на этот вопрос, вице-губернатор Тарасов изъяснился довольно парадоксально: "Конечно! Сколько будет у школ мест, столько учеников они и примут". Когда же я попыталась уточнить, где будут учиться "лишние ученики", если мест в школах окажется недостаточно, то натолкнулась на очередной аналитический парадокс: "Ну как... По месту жительства, по району, как и сейчас это делается! Ничего не меняется... Вы изучите вопрос сначала, а потом меня спрашивайте!"

Оксана Попова

Свобода за 3 копейки? Увольте!

Валентина Иванова, зам. председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ ("Единая Россия"):

- Решение городского правительства - это реализация федерального закона об образовании и федерального закона о порядке разработки государственного стандарта общего образования. По федеральному закону, необходимо ввести нормативы финансирования школ. И город их введет в виде подушевого финансирования. Но комитет финансов понимает, что в этом случае разные школы буду получать разные суммы. Поэтому было принято решение дать школам возможность, помимо получения бюджетных средств, зарабатывать самим и выживать в новых экономических условиях. Если школа не сможет приспособиться, то районное отделение образования и комитет по образованию будут решать ее судьбу. Посмотрим на практике, что получится. Как говорится, практика - критерий истины!

Игорь Козлов, зам. председателя комитета по образованию администрации СПб:

- Если некоторые школы не смогут существовать в таких рыночных условиях, они вольются в комплекс на базе соседней школы. При этом если ученикам двух школ хватит места в одном здании, то дальнейшую судьбу второго будет решать КУГИ.

Людмила Жарикова, начальник отдела образования и молодежной политики администрации Невского района:

- Почему-то городское правительство решило не включать нас в обсуждение постановления. Перевод школ на финансовую самостоятельность - идея правильная. Но грамотно подготовиться к этому за полтора года невозможно. Для начала надо привести все школы к равным условиям: отремонтировать, обеспечить оборудованием и только после этого передать в пользование директору. Например, в этом году на текущий ремонт школ нашему району было выделено 6,7 миллиона рублей. В среднем, на каждую школу по 100 тысяч рублей. Поскольку мы отвечаем за состояние каждой из школ, распределяем деньги так, чтобы ни одна из них не разваливалась. Но после 2006 года директора останутся со своими проблемами один на один. На следующий год на капремонт нам выделили около 30 миллионов, а реально надо 90. Что делать тем школам, которые не попадут под эту программу? Если собственных средств им не хватит, кто им поможет?

У меня из 67 школ лишь одна на финансовой самостоятельности. Чтобы найти грамотного менеджера для руководства школой, надо его готовить. Но кто пойдет? Очереди на эту должность, мягко скажем, нет. В мае я уже предложила директорам перейти на самостоятельное финансирование, но пока у меня лишь одно заявление. Не исключаю, что теперь в погоне за учеником, а скорее, за родителями, которые могут помочь, останется за бортом главное - обеспечение высокого уровня образования. И вполне возможно любое изменение образовательных программ: ведь государство теперь не будет отвечать за этот процесс целиком.

Сергей Лебедев, директор средней школы №263 Адмиралтейского района:

- Во-первых, за полтора года надо законодательно определить наши отношения с монополистами и казначейством. Сегодня этим централизованно занимается районный отдел образования. Школу надо очистить от штрафных санкций со стороны коммунальных и прочих служб, которые были когда-то наложены на районную администрацию. Если я перехожу на самостоятельный баланс с этими долгами, из каких средств я буду их гасить?

Во-вторых, надо обучить кадры и найти тех, кто согласится взять на себя материальную ответственность и получать за это три копейки.

В-третьих, надо решить вопрос с пользованием землей. Пока директор не является собственником, а школы занимают приличные по размерам территории и находятся в очень удобных местах, то в условиях существования закона о купле-продаже земли все прекрасно понимают, какой это лакомый кусок, и в любой момент здание школы может быть продано. Если же с 2006 года мы перестанем быть государственными образовательными учреждениями и превратимся в "муниципальные учреждения" или в "некоммерческие партнерства", то, по закону о приватизации, мою школу легко можно будет приватизировать, а учеников выгнать на улицу.

Четвертый вопрос - изношенность основных фондов. Моя школа, например, построена в 1932 году и до сих пор так и не ушла на капремонт. Когда аварийная ситуация в конкретной школе гасится из централизованного бюджета - это один вариант. Но когда на меня четко распишут три копейки, этого на ремонт не хватит и придется школу закрыть и останавливать учебный процесс.

Пятый пункт - надо принять закон о меценатстве. Сегодня спонсорам невыгодно жертвовать свои деньги на школу, потому что никаких налоговых льгот они с этого не имеют. Платные услуги - это педагогический рэкет, и, чтобы школам выжить, придется посадить родителей на финансовую цепь.

Михаил Амосов, член комиссии по образованию, культуре и науке ЗакСа СПб:

- Я в данной реформе пока опасности не вижу. Открыть лицевые счета всем школам с 2006 года - это лишь политическая позиция нашего губернатора, оформленная документом, не являющимся истиной в последней инстанции. Самого текста постановления я не видел, поэтому пока не знаю, все ли там правильно, с точки зрения подготовки. Думаю, до 2006 года у нас есть время, чтобы поразмышлять, как это будет организовано.

Пока федеральное законодательство не требует от школ финансовой самостоятельности, но, возможно, через два месяца оно потребует, и, видимо, депутат Госдумы Валентина Иванова это знает. Значит, чем раньше городские власти начнут к этому готовиться, тем лучше. Хотя для госпожи Ивановой целесообразнее было бы заниматься своей работой: совершенствовать федеральные законы. Для меня федеральное законодательство в этом смысле - как стихийное бедствие. Корректировать федеральные законы должны конкретные люди - депутаты Госдумы и члены Совета Федерации.

Мы вам крылышки-то подрежем Высшую школу хотят осчастливить, начисто лишив ее самостоятельности  »
Юридические статьи »
Читайте также