Деньги следуют за учеником Этот принцип может стать главным при финансировании петербургской школы.

Правительство города рассмотрело вопрос "о подготовке образовательных учреждений к работе в новых финансово-экономических условиях".

Впрочем, сначала подвели итоги прошедшего учебного года. "Он был успешным", - подытожила в своем выступлении председатель комитета по образованию Ольга Иванова. Действительно, 1125 выпускников закончили школу с золотыми и серебряными медалями. В международных и всероссийских олимпиадах приняло участие 121 человек, завоевано 57 дипломов I и II степеней - такой результат достигнут впервые. Также впервые 13 школ города боролись за лидерство в конкурсе "Лучшая школа России". Лучшей школой 2004 года (из 65 тысяч) в номинации "Школа школ" стала гимназия N 56 Петроградского района. Она вошла в десятку передовых учебных заведений страны. И лучший учитель России тоже живет в Петербурге - это историк, директор гимназии N 166 Центрального района Игорь Карачевцев.

Самый высокий уровень показали петербургские школьники и при сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

Но и проблем еще немало. Среди первоочередных председатель комитета отметила дефицит педагогических кадров, старение учительского корпуса. Одна из острых проблем - консервативная форма экономических отношений. При существующем положении дел директора школ не могут четко планировать свой бюджет, распоряжаться средствами. "Нам доверяют детей, мы в ответе за тысячи ребят. А вот потратить деньги по собственному усмотрению не можем. Нас задушили тендеры, конкурсы", - говорят директора школ. Так что необходимость в новых финансовых и экономических условиях назрела давно. И вот финансирование предлагается вести по принципу "деньги следуют за учеником". На заседании правительства было предложено предоставить школам финансовую самостоятельность. Они должны стать "юридическими лицами", иметь лицевые счета, а директора смогут самостоятельно оперировать выделенными деньгами. "Следует четко рассчитать нормативы, и если в школе занимается 900 детей, выделить средства на такое же количество ребят. Если 500 - финансировать 500", - подчеркнула Ольга Иванова. Кстати, обрести самостоятельность школам позволяет и федеральное законодательство. Соответствующие статьи имеются в Бюджетном кодексе, в законе о стандартах, других документах. В 83 регионах уже частично принята такая модель.

Сегодня 253 образовательных учреждения Петербурга работают в режиме финансовой самостоятельности. Руководители этих учреждений признают, что одного желания для успеха недостаточно. Нужен грамотный персонал: команда компетентных бухгалтеров, служба, способная наладить электронный оборот документов, и т. д. Необходимо также найти общий язык с органами, ведающими землепользованием, представителями казначейской системы, телефонистами.

Планируется, что к работе в новых финансовых и экономических условиях школа приступит с 1 января 2006 года. До этого предстоит реформировать бухгалтерские службы, разработать региональные нормативы, четко определить функции районных управлений образования и городского комитета по образованию. Важнейший пункт - подготовка кадров. К началу 2006 года десятки педагогов пройдут обучение по направлениям "менеджмент", "экономика", "юриспруденция".

- Сегодня у школы слишком много контролеров, желающих поруководить. Надо дать учебным заведениям больше свободы, финансовой самостоятельности, разгрузить от лишней бюрократии. Не следует этого бояться, - подчеркнула Валентина Матвиенко.

Елена Иванова

Говорят, что одних педагогов умаслили, а другим - отказали  »
Юридические статьи »
Читайте также