"Соколиная" дорога из областной казны...

Наступивший октябрь ознаменовался в Петербурге скандальной отставкой Егора Тратникова. В течение нескольких лет возглавлявшего дирекцию по строительству Кольцевой автомобильной дороги. КАД давно превратилась из перспективного проекта в надоедливый ДОЛГОСТРОЙ - вот и полетела голова. Похоже, сочтены дни и главного областного дорожника. Уж слишком извилистой оказалась его дорожка. И слишком неоднозначной...

Удобный преемник

Октябрь традиционно связан у дорожных строителей с двумя профессиональными событиями. Первое - знаковое: как всегда, нежданные заморозки, за которыми следует окончание производственного сезона. А второе - пафосное празднование Дня работников дорожного хозяйства. Нынешний праздник областным коллегам придется отмечать без влиятельного Александра Брахно, курировавшего в исполнительной власти дорожное хозяйство. В разгар лета он добровольно покинул свой кабинет на Суворовском проспекте, 67, решив стать обычным пенсионером. Но на хозяйстве у "батьки Брахно", как порой называли всесильного куратора, остался верный соратник - Василий Иванович Соколов. В отличие от бывшего шефа, председатель Комитета по дорожному хозяйству и транспорту изначально не обладал ни яркой харизмой, ни качествами настоящего лидера, ни особым признанием в профессиональных кругах. Пожалуй, его наивысшим достижением так и осталось бы позабытое со временем депутатство в Тосненском горсовете. И пока при власти был Александр Брахно, руководитель отраслевого комитета оставался фигурой номинальной.

Но судьба оказалась улыбчива к Василию Соколову. Дождался и он административного ресурса. В бюджетной сфере это вещь первостепенная. Ведь ДРСУ зависят от областного Комитета по дорожному хозяйству и транспорту по всем параметрам. Особенно явной эта зависимость стала после того, как в прошлом году ликвидировали территориальные дорожные фонды. Теперь рассчитывать дорожникам приходится лишь на средства местного бюджета. Если, например, в 2004 году общий объем субсидий и субвенций для ремонта и строительства серых асфальтовых ниток в Ленинградской области составил 1600 млн. рублей, то сегодня цифра сократилась до 881 млн. То есть практически вдвое.

Зато пропорционально вырос административный ресурс, который находится в руках Василия Соколова. Или почти находится. Ведь, говорят, он занимает свой пост, пока прислушивается к интересам недавнего начальника и близких ему людей.

Что там впереди?

В конце августа губернатор Валерий Сердюков оценил существующее управление государственными предприятиями ДРСУ как "неудовлетворительное" и поставил вопрос об их акционировании. "Аппараты ДРСУ перегружены родственниками и знакомыми", - отметил руководитель региона. Впрочем, правильнее бьио бы сказать, что клановые интересы пронизывают сейчас всю дорожную отрасль Ленинградской области, начиная с самых верхов. В профессиональных кругах давно перестали удивляться, почему особым расположением отраслевого комитета вот уже много лет подряд пользуется ОАО "Автодорстройтранссервис". Есть мнение, за деятельностью акционерного общества внимательно следит Татьяна Юрьевна Брахно. Вне сомнения, супруга бывшего вице-губернатора занимается этим исключительно "из любви к искусству" и не имеет абсолютно никакого отношения к сомнительным сделкам "Автодортранссервиса". Три года назад коммерсанты оказались в центре публичного скандала в связи с поставками мазута для областных дорожников. Тогда ушлые журналисты откопали, что производитель нефтепродуктов "КИНЕФ" предложил цену почти в полтора раза ниже, чем перекупщик "Автодорстройтранссервис". В результате бюджетные потери при закупке 17 тысяч тонн мазута составили более 19 млн. рублей.

Любовь, которую питает Василий Соколов к "Автодорстройтранссервису", фактически безгранична. Например, в марте 2001 года эта структура стала победителем подрядных торгов на поставку техники для содержания территориальных автомобильных дорог. Несмотря на установленные цены, спустя неделю после проведения торгов стоимость поставляемых для дорожников автогрейдеров ДЗ-180 (ДЗ-122) неожиданно увеличилась на 70 тыс. рублей за единицу. Ссылки коммерсантов на то, что завод-производитель увеличил отпускную цену, аудиторы Контрольно-счетной палаты расценили как некорректные - с момента проведения конкурса она не изменилась. Более того, даже несведущему в закупках человеку известно, что опт и розница - вещи разные. И покупая партию автогрейдеров, "Автодорстройтранссервис" явно получил скидку от заявленных заводом цен на единицу продукции. Кстати, соль для содержания дорог в зимний период поставляет областным дорожникам все то же уважаемое Василием Соколовым акционерное общество. Непонятно, правда, какое отношение имеет "Автодорстройтранссервис" к ее производству? И почему ДРСУ должны пользоваться услугами перекупщиков, вместо того чтобы приобретать соль "из первых рук"?

И еще несколько цифр. В 2000 году Дорожным комитетом были завышены расходы на ремонт производственной базы подведомственных ДРСУ на сумму 2 886,7 тыс. рублей. В 2001-2002 годах Василий Иванович со товарищи в нарушение требований статей 71 и 72 Бюджетного кодекса РФ заключили немало государственных контрактов в обход соответствующих торгов. В 2001 году таких договоров было заключено на сумму 966 778,5 тыс. рублей, в следующем - на 653 560,7 тыс. рублей.

В 2003-2004 годах необоснованное и нецелевое использование Дорожным комитетом средств областного бюджета в части доходов, которые формировали территориальный дорожный фонд, составило 305 636,9 тыс. рублей.

Удивительно ли, что подобный подход к государственному хозяйствованию закономерно отразился на деятельности ДРСУ. В позапрошлом году общие убытки муниципальных дорожников в Ленинградской области достигли 32 млн. рублей, в прошлом скорбная цифра перевалила за 53 миллиона целковых.

Удручающая картина в дорожной отрасли и привела вице-губернаторов областного правительства Григория Дваса и Александра Дрозденко к мысли о необходимости акционирования ДРСУ. Один пример. По признанию Василия Соколова, реконструкция существующих трасс, которая проводится силами подведомственных ему государственных предприятий, обходится казне от 10 млн. рублей за километр и выше. А финская компания Metsaliitto капитально отремонтировала в 2004 году несколько километров дороги в Подпорожском районе вдвое дешевле. Может, между Хроническими убытками ДРСУ и нарушениями Бюджетного кодекса существует какая-то странная связь? Если так, то цена такой связи обходится Ленинградской области слишком высоко. Впрочем, Уголовный кодекс квалифицирует соответствующие действия совершенно определенной статьей.

Не потому ли и Александр Брахно, и Василий Соколов являются сторонниками не акционирования, а объединения ДРСУ - мол, самостоятельные дорожно-строительные предприятия будут менее послушны Комитету по дорожному хозяйству и транспорту.

Комбинированная дорожная машина "имени Соколова"

Как было сказано выше, уборочная техника для областного дорожного хозяйства закупается централизованно. Аргумент со стороны ответственных чиновников убойный - если обеспечить все подведомственные предприятия однотипными машинами, то это позволит сэкономить значительные бюджетные средства. Другой вопрос - и состояние, и протяженность, и покрытие дорог в районах разные. Случается, дорогостоящая техника используется в ДРСУ считаные разы за сезон. Например, в апреле 2001 года на основании решения председателя Дорожного комитета была произведена закупка бульдозеров для восьми ДРСУ. При этом, по расчетам самих же чиновников, Всеволожское, Ломоносовское и Лодейнопольское дорожные ремонтно-строительные управления фактической потребности в такой технике не имели.

Дорожники сетуют, что на выделенные деньги приобрели бы машины с другим навесным оборудованием или в иной комплектации. Но на областном "Верху" эти сетования предпочитают не слышать. Почему же? Особым расположением отраслевого комитета давно пользуется продукция "Тосненского опытного механического завода". Нет причин сомневаться в том, что заводчане выпускают вполне кондиционную технику. В частности, широко закупаемую в Ленинградской области комбинированную дорожную машину "Сокол". Злые языки язвят, что названа она так не случайно. Надо признать, централизованное приобретение КДМ "Сокол" позволяет успешно "освоить бюджетные средства". А специалисты почему-то считают, что если самостоятельно закупить в Финляндии импортное навесное оборудование и установить его на модификацию отечественного КамАЗа, получится некий аналог "Сокола", но значительно дешевле. Можно купить комбинированные дорожные машины в Смоленске и Кемерово с солидной экономией для регионального бюджета. Но Василий Иванович предпочитает упорно придерживаться занятой однажды позиции - Тосно или ничего. По некоторым сведениям, эта приверженность отражает интересы его политических союзников.

Истинный государственник...

Подведем некоторые итоги. Совсем недавно Василий Соколов был вынужден констатировать - в 2005 году в Ленинградской области не построено ни одного километра новых дорог. В прошлом году находящимся в подчинении отраслевого комитета дорожникам удалось отремонтировать 170 километров асфальтовых ниток и проложить лишь шесть километров нового полотна. Из этих шести километров только ввод 220 (!) метров был профинансирован из областной казны. Остальные появились благодаря федеральному бюджету и масштабному строительству портов в Высоцке, Приморске и Усть-Луге. Невеселая статистика...

Изменится ли она после объединения ДРСУ, если у руля отраслевого комитета останется нынешний руководитель? И насколько демонстрируемое им лицо "истинного государственника" соответствует действительности?

Множество странных фактов свидетельствует об обратном. Возьмем, к примеру, манипуляции с производственными базами дорожных строителей. В октябре 2003 года в подведомственном Василию Соколову Ломоносовском ДРСУ была совершена сделка по продаже государственного имущества Ленинградской области. Пять объектов недвижимости, закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения, располагались в Петродворце. То есть на территории соседнего субъекта Федерации. В соответствии с законодательными нормами, после перехода в другие руки эксплуатировать недвижимость допускается по первоначальному профилю деятельности. Не вдаваясь в подробности продажи, отметим, что 90% вырученных средств перечислялись в областной бюджет , а оставшиеся поступали в распоряжение Ломоносовского ДРСУ. После проведения формального конкурса (хотя закон предусматривает в этом случае только проведение аукциона) новым владельцем недвижимости оказалось некое ООО "ВИТГО". И именно эта коммерческая фирма, которую привел бывший начальник Ломоносовского ДРСУ, становилась арендатором земельного участка для стоянки дорожной техники. Однако с тех пор производственная база используется предпринимателями как автосервис, платная автостоянка и административное здание.

Теперь о главном. Государственное имущество досталось ООО "ВИТГО" всего за 1340 тыс. рублей. Согласно же проведенной независимой оценке, стоимость объектов недвижимости составляет не менее 3 450 тыс. рублей. Спрашивается, неужели Василий Соколов не знал о заниженной больше чем в 2,5 раза коммерческой сделке? Были ли она занижена в действительности или отозвалась звонкой монетой в чьем-то кармане?

По всей вероятности, Леноблкомимущество в скором времени выступит истцом в части признания сделки о приватизации указанных объектов ничтожной. Насколько ничтожной при этом будет признана деятельность отраслевого комитета и его председателя, предстоит решать губернатору Валерию Сердюкову.

"На дорогах экономить нельзя, развитая транспортная сеть - залог процветания региона!" - так выспренно высказался Василий Иванович в статье, опубликованной в специализированном журнале.

И вправду, чего экономить?..

Версия Павла Луспекаева

Семинар можно защитить  »
Юридические статьи »
Читайте также