Как защититься от некачественной медицины

Как защищены права застрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхования от невыполнения или некачественного выполнения условий договора?С. Кондратьев

Конституция Российской Федерации содержит правовые нормы, определяющие главной задачей социального государства создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану здоровья людей, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7). Здоровье определяется как одна из главных ценностей личности и общества, а его защита и охрана - как одна из важнейших задач государства.

Статья 41 Конституции РФ закладывает основы правового регулирования отношений в этой важнейшей области жизни и здоровья людей, гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно - за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Застрахованные имеют право на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора медицинского страхования, который содержит перечень медицинских услуг, входящих в территориальную программу, а также на предъявление иска учреждениям здравоохранения и частнопрактикующим врачам, работающим в системе ОМС. Иск может быть предъявлен и на материальное возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащего качества оказания медицинской и лекарственной помощи независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования. Качество медицинской помощи определяется совокупностью признаков медицинских технологий, правильностью их выполнения и результатами их проведения, выявление нарушений которых влечет за собой использование прав по защите интересов застрахованных.

Установлены следующие виды нарушений при оказании медицинской и лекарственной помощи застрахованным:

невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на предоставление лечебно- профилактической помощи по ОМС;

выставление счета за фактически не оказанную услугу (неоднократное включение в счет одной и той же медицинской услуги, выставление счета за услугу, не предусмотренную программой ОМС и лицензией медицинского учреждения, или за действия, не являющиеся отдельно оплачиваемой услугой при принятом порядке оплаты);

оказание застрахованному услуги ненадлежащего качества (невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, необоснованное проведение диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, приведших к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболевания или удлинению сроков лечения);

нарушения в работе медицинских учреждений, наносящие ущерб здоровью застрахованных (заболевания и осложнения, возникшие в период пребывания в медицинском учреждении по вине медицинских работников, потребовавшие оказания дополнительных медицинских услуг, включая внутрибольничное инфицирование, связанное с неправильным действием медперсонала, осложнения после медицинских манипуляций, процедур, операций, инструментальных вмешательств и т. д., связанных с дефектами их выполнения или недоучетом противопоказаний);

преждевременное с клинической точки зрения прекращение лечения, приведшее к ухудшению состояния больного, развитию осложнения, обострению, утяжелению течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента или его родственников), включая преждевременную выписку больного, повлекшую за собой повторную госпитализацию, или удлинение периода реконвалесценции (выздоровления), или хронизацию заболевания, или другие неблагоприятные последствия; преждевременное прекращение врачебного наблюдения в амбулаторных условиях и др.;

другие нарушения, ущемляющие права застрахованных, гарантированные статьей 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в соответствии с которой при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала, выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии с врачебной тайной; информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства; получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения. В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в объеме и порядке, установленных действующим законодательством. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно- профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Подробнее об этом мы расскажем в следующем выпуске рубрики.

Консилиум по вашей просьбе Почему бы и нет?  »
Юридические статьи »
Читайте также