Консилиум по вашей просьбе Почему бы и нет?

В этом номере "НП" мы заканчиваем разговор о пятнадцати правах российского пациента. Напомним, что мы их получили в 1993 году со вступлением в силу "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан". Наши права сегодня продолжает комментировать Геннадий Лопатенков, врач, юрист, автор книг серии "Человек и здравоохранение: правила игры", начальник отдела по работе с гражданами Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга.

Право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

- Геннадий Яковлевич, какие подобные требования нарушаются сегодня в больницах и поликлиниках чаще всего?

- В первую очередь, они касаются содержания помещений в чистоте. В больницах и поликлиниках не хватает санитарок, и их обязанности вынуждены исполнять медсестры. Но медсестра никогда не вымоет палату так, как санитарка -ведь это не ее работа. Как итог, повышенный микробный фон в стационарах, что чревато развитием внутрибольничных инфекций.

Из других нарушений я бы отметил койки в коридорах, холод в палатах, некачественное питание. Мы все к такому привыкли и не считаем чем-то из ряда вон выходящим. Однако я уверен, что такие ситуации воспринимать стоит как реальную дополнительную угрозу здоровью. И, при необходимости, обращаться в свою страховую компанию или к руководству данного медучреждения.

Право на допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя для защиты его прав.

Читая эту формулировку, вы наверняка про себя улыбаетесь: мы же не Америка и не Европа, своего адвоката нам иметь не по карману. Адвоката - может быть, но вот представителя -почему бы и нет? Никаких материальных затрат это от вас не требует. Главное - знать, кто такой представитель и как правильно оформить его полномочия.

В данном контексте мы ведем речь о представителях взрослых дееспособных граждан, которые действуют по доверенности (право установлено статьей 185 Гражданского кодекса РФ). Согласно этой статье, мы можем поручить осуществлять свои гражданские права доверенному лицу. Им может стать любая организация или человек (родственник или просто товарищ), способные спокойно и разумно действовать в наших интересах. Для этого достаточно от руки написать доверенность следующего содержания: "Я, такой-то, проживающий по адресу..., доверяю такому-то человеку, паспорт серии..., осуществлять от моего имени все права пациента, предусмотренные статьями 30 - 33 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан". Подпись". Заверять нотариально ее не надо! Но если очень хочется, можно заверить ее у главного врача медучреждения.

"Когда к врачу приходит родственник больного и просит рассказать о его состоянии, объем предоставляемой ему информации, как правило, весьма невелик, - говорит Геннадий Лопатенков. - Доктор руководствуется понятием "медицинская тайна". Он просто не имеет права рассказывать неуполномоченному лицу подробности о состоянии, обследовании и лечении больного".

Имея на руках доверенность от пациента, вы получаете реальную возможность помочь своему родственнику. Ведь больной человек часто растерян, подавлен, не способен адекватно оценивать ситуацию. Вы же, как представитель пациента, имеете право получить всю информацию о состоянии здоровья вашего подопечного, почитать его медицинскую карту, обсудить возможности лечения, при необходимости потребовать созыва консилиума и так далее. Кроме того, вас обязаны беспрепятственно допускать к пациенту в любое время суток, причем даже в реанимацию! Помните, вы - не бесправный проситель, теперь вы человек с определенным документально подтвержденным серьезным кругом полномочий, официальное доверенное лицо, действующее в интересах жизни и здоровья другого человека, и закон - на вашей стороне. И никто (если вы желаете почитать историю болезни) при наличии у вас доверенности не имеет права ставить перед вами вопросы о том, имеете ли вы медицинское или юридическое образование. Ваши правомерные требования обязаны выполнять, а на поставленные вопросы подробно отвечать.

Право пациента на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.

Консилиум...Когда мы слышим это слово, сразу представляем себе заседание профессоров, обсуждающих какой-то сложный медицинский случай. На самом деле консилиумом называется привлечение одного или нескольких специалистов, как правило, высокой квалификации, для коллегиального обсуждения проблем пациента. Чаще всего привлекаются заведующий отделением или заместитель главного врача по лечебной работе.

"Организм человека очень сложен, поэтому одна голова - хорошо, но две и более - лучше, - говорит Геннадий Лопатенков. - Я призываю пациентов активно пользоваться этим правом Для его реализации достаточно сказать своему лечащему врачу: "Светлана Петровна, вы знаете, я вижу много непонятного в состоянии моего здоровья, давайте соберем консилиум". Если пациент заявил об этом, отказать доктор уже не вправе. В этом случае он становится правонарушителем, подлежащим привлечению к ответственности".

Кстати, по словам Геннадия Лопатенкова, наши законодатели планируют внести поправки в эту норму права. Так, при знакомстве с проектом федерального закона "О здравоохранении в РФ" оказывается, что наше "право на проведение консилиума" планируется заменить на "право на обращение к лечащему врачу по вопросу проведения консилиума". Чувствуете разницу? Так что не стесняйтесь, пользуйтесь этим правом, пока оно у нас есть! Ведь оно существенно расширяет возможности влияния пациента . на качество лечения.

Право на обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд в случаях нарушения его прав.

Ваши права пациента нарушены и ущемлены. Но у вас есть реальная возможность добиться восстановления справедливости - осуществления вашего права. Для этого надо написать письменное обращение на имя должностного лица, в котором изложить четко сформулированные требования и вопросы. Письменная жалоба является официальной бумагой. Лицо, которому она адресована, по закону обязано в месячный срок отреагировать на обращение своими действиями, да еще и в письменном виде ответить вам, что сделано по сути вашей жалобы.

Помимо руководителя учреждения, вы можете направить свою жалобу либо в надзорный орган (лицензионную палату, прокуратуру, профессиональную ассоциацию), либо в организации, занимающиеся защитой прав пациента - страховую компанию или общество защиты прав потребителей. А можете подавать жалобу сразу в несколько инстанций.

Это ваше право...

Эти права пациента мы перечислим без подробных комментариев. Просто помните о них, они могут вам пригодиться:

Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.

Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении.

Право на получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования.

Право на допуск к пациенту священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Ольга Рябинина

Деньги на почку Когда платная медицина победит бесплатную?  »
Юридические статьи »
Читайте также