Федеральную реформу ОМС отложили на осень

Законопроект об ОМС не будет внесен в Госдуму в намеченные сроки. Сейчас переданный на доработку законопроект полностью меняется, причем предыдущая версия проекта, разработанная Министерством экономического развития и торговли, была полностью отвергнута, и чиновникам Минздрава придется писать проект фактически с нуля

Каким будет новый вариант законопроекта, никто из экспертов и чиновников сказать не может. Скорее всего, в новой концепции откажутся от промежуточного варианта реформы, предложенного МЭРТ РФ, который сочетал в себе принципы как старой (государственной) системы, так и новой (страховой), и большая часть ответственности падет на плечи страховых компаний. Для граждан это наверняка будет означать еще большее сокращение услуг бесплатной медицинской помощи.

Не секрет, что российская система ОМС уже давно стала только условно бесплатной. По оценкам экспертов, каждый год жители страны неофициально выплачивают врачам около $600 млн. Основная причина такого положения - низкий уровень финансирования медицины (в стране затраты на нее составляют 2,8% ВВП, в то время как в большинстве европейских стран этот показатель достигает 6-8% ВВП).

Наверное, по этой причине дефицит в системе ОМС составляет около 40 млрд руб. Недостача начала копиться с 1991 года, когда новая российская власть побоялась сокращать привычный советскому человеку список услуг бесплатного здравоохранения, а финансирование отрасли при этом уменьшилось на 65-70%.

Кардинально изменить ситуацию в здравоохранении только за счет сокращения расходов на содержание основных фондов и персонала невозможно. Второй важный пункт реформы - сокращение перечня бесплатных услуг, которые государство гарантирует гражданам. Желающим лечиться прогрессивными методами придется оплачивать разницу в стоимости лекарственных средств и дополнительные услуги.

Кроме того, авторы проекта предлагали укреплять первичное звено (поликлиники), благодаря чему должно сократиться число госпитализированных граждан (сейчас уровень госпитализации в России на одного человека достигает 3,5 дня в год, что в два раза больше, чем в Европе).

МЭРТ предлагало разделить финансирование здравоохранения на три части. Первая - это единая федеральная программа, вторая - программы на уровне субъектов, которые центр должен софинансировать на определенных условиях. Если регион на такие условия не согласен, он может выработать и реализовать свою программу, но уже за собственные деньги. Третий вид финансирования предполагалось организовать за счет негосударственных медицинских и страховых организаций.

Теперь этот законопроект не будет внесен в Думу на весенней сессии. Предполагается, что новый вариант законопроекта будет еще более радикальным, чем предыдущий: ожидается полный отказ от социальной модели и переход к страховой.

Алексей Крылов

Страховой рынок ждет конкурса  »
Юридические статьи »
Читайте также