Расизм в большом городе Проблема есть, решений нет

Закон, регулирующий национальные отношения в Петербурге, на протяжении многих лет вяло обсуждавшийся депутатами ЗакСа, наконец-то принят. Не афишируемым, но очевидным катализатором этого события стало недавнее убийство известного петербургского специалиста по правам национальных меньшинств, ученого-этнографа Николая Гиренко.

В связи с трагической гибелью правозащитника к президенту РФ Владимиру Путину тогда обратились с посланием граждане 23 стран мира, требуя не только скорейшего наказания убийц Гиренко, но и последовательного пресечения крайних форм национализма в России.

Первой на этот призыв откликнулась власть, однако, не в Москве, а в Петербурге: правительство города объявило о намерении создать Консультативный совет по делам нацменьшинств, а Законодательное собрание, стряхнув архивную пыль с законопроекта "О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге", в середине сентября приняло его, наконец, в третьем чтении. Теперь, согласно закону, общественные отношения в Северной столице строятся с учетом прав и интересов всех граждан Петербурга, защищаемых независимо от их расы, национальности и языка. Внешне - образцово-декларативный, вполне европейский по духу правовой документ. Вот только сможет ли он сделать более европейской, то есть политкорректной, нашу евразийско-имперскую, ксенофобскую по своей сути действительность?

Закон "для галочки"?

"Сегодня официальная пропаганда в Петербурге представляет национальные меньшинства, особенно кавказцев, в лучшем случае, как каких-то потребителей благ города, в худшем - как потенциальных террористов, - выражает свое личное ощущение и, надо думать, ощущение многих представителей кавказских диаспор петербургский историк Софья Кодзова. - Закон "О межнациональных отношениях", принятый ЗакСом, думаю, вряд ли что-то изменит хотя бы потому, что о его существовании до сих пор практически никто не слышал и его обсуждение никого не коснулось".

Конечно, можно возразить "излишне горячим" и нетерпеливым представителям нацменьшинств, что свежепринятый закон пока даже еще не утвержден губернатором, а потому не может мгновенно облегчить и улучшить их жизнь. Но у представителей национальных общин есть серьезные опасения, что, в отсутствие ясной и неуклонной политической воли конкретных представителей власти, даже самый хороший закон может повиснуть очередным безмолвным знаком вопроса.

Слишком свежи в памяти страшные истории убийства таджикской девочки, ливийского студента, не только не доведенные до судебного финала, но даже не получившие должной оценки со стороны губернатора и правоохранительных органов. Слишком безнаказанно чувствуют себя в крупных российских городах неонацисты, которые на днях устроили в Москве очередную поножовщину на почве расовой ненависти и которых в очередной раз доблестные правоохранители пытались было квалифицировать как обычных "хулиганов".

"Чтобы признать, что преступление совершено на национальной почве, а не из "хулиганских побуждений", власти придется обвинить себя в фактическом незнании ситуации и в нежелании работать. А это очень сложно", - объясняет склонность власти к уголовно-квалификационным подтасовкам депутат Законодательного собрания Игорь Риммер, инициатор принятия закона "О межнациональных отношениях".

Впрочем, упомянутый закон вряд ли заставит городскую власть вести себя впредь более ответственно. Дело в том, что его содержание выдержано в "традиционно-вегетарианском" духе новейшего российского законодательства и представляет собой длинный перечень абстрактных благопожеланий. В частности, закон призывает национально-культурные автономии "сохранять, развивать и поддерживать национальные традиции и обычаи, народные художественные ремесла и промыслы", а также "иметь иные права в соответствии с федеральным законодательством". Однако ясно, что сегодня острие национального вопроса - не в организации танцевальных коллективов и не в развитии "традиций и обычаев", а в отсутствии элементарных гарантий безопасности представителей нацменьшинств и механизма быстрого и эффективного реагирования на все случаи преступлений на расово-национальной почве. Впрочем, эта проблема, конечно же, должна решаться на уровне страны в целом. Однако по сей день данный вопрос благополучно откладывается в долгий ящик. Что, впрочем, неудивительно, если вспомнить, что Россия вот уже десятый год ведет очередную Кавказскую войну...

Чиновный иллюзион

Чиновничьи решения по урегулированию межнациональных отношений отличаются от депутатских тем, что провозглашают благие пожелания не в нормативно-документальной, а в клятвенно-устной форме. Так, через десять дней после убийства Гиренко, 29 июня, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко торжественно отдала распоряжение о создании Консультативного совета по национальным меньшинствам. При этом с самого начала было ясно, что никакой особой роли, помимо условно-рекомендательной, Совет при администрации играть не будет. Однако само проявление внимания правительства к национальной проблеме было расценено общественностью как, безусловно, "добрый знак".

Ответственными за создание Совета были назначены вице-губернатор Виктор Лобко и глава комитета по законности и правопорядку Леонид Богданов. Формирование нового консультативного органа должно было завершиться через месяц. На этом все, похоже, и закончилось.

Сегодня, спустя почти два месяца после пафосных речей и заявлений, о судьбе мифологического Совета можно узнать немногое. В комитете Леонида Богданова "никаких справок" на этот счет не дают, и, видимо, избегая разглашения каких-то страшных тайн, в ответ на вопросы бросают телефонную трубку. Другому ответственному сановнику, Леониду Лобко, скрывать нечего - он давно предусмотрительно передал порученные ему нелегкие обязанности главе комитета по внешним связям и туризму Александру Прохоренко. А тот, в свою очередь, переправил все документы в один из отделов своего комитета. Там они нынче и "изучаются специалистами" и, возможно, будут изучаться до тех пор, пока о злосчастном Совете забудут не только чиновники, но и особо надоедливые граждане. В худшем случае, о невыполненном правительственном обещании очередной нацистской (официально - "хулиганской") выходкой могут напомнить скинхеды. И тогда опять - вот увидите! - очередное дежа вю: "Достать из-под земли!", "Взять под личный контроль!","Принять меры!", "Расширить!", "Углубить!" и т.д. - привычный словесный орнамент современной городской политики.

Кто проявит волю?

Однако если закон "О межнациональных отношениях" все же будет утвержден Валентиной Матвиенко, ей придется создать пресловутый Консультативный совет по национальному вопросу, который сам по себе мало что сможет решить в силу своей безвластности и одновременно зависимости от администрации.

Впрочем, группа депутатов ЗакСа во главе с Игорем Риммером надеется в ближайшем будущем создать независимую от органов власти Общественную палату Санкт-Петербурга, в которой публичное обсуждение как национальной проблемы, так и других актуальных городских вопросов будет гласным и публичным. По мысли организаторов, новая палата (не в пример двум уже существующим - при Смольном и при полпредстве) должна быть идеологически независимой от воли правительства, являясь средством осуществления равноправного диалога власти и, пусть не вполне гражданского, но все же общества.

Разумеется, если бы в Петербурге появилась реально независимая от власти правозащитная палата, которую бы возглавляли авторитетные люди - представители разных ветвей власти, общественных организаций, ученые, - это стало бы реальным шагом на пути решения многих проблем, в том числе проблемы борьбы с расизмом и национализмом в Петербурге. Только вот появится ли такая структура? Или в очередной раз все утонет в звоне чиновных фанфар и трясине бюрократических проволочек?

Игорь Риммер, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

- В рамках Общественной палаты я предлагаю создать юридический комитет с системой консультации и правовой защиты представителей национальных меньшинств Петербурга. Но для этого, конечно, нужны деньги... Мы будем сотрудничать с администрацией, чтобы создавать совместные, финансируемые бюджетом программы. Но я считаю, что такая организация не может быть "при ком-то" - при губернаторе или правительстве. Власть должна научиться не только контролировать, но и слышать граждан.

Уверен, городу необходима независимая организация, которая занималась бы решением именно национального вопроса. Но сейчас правовое поле в этой области фактически отсутствует, и чиновники зачастую в этом заинтересованы - многие из них наживаются за счет продажи паспортов, видов на жительство, разрешений на право работать...

Юрий Вдовин, заместитель председателя правозащитной организации "Гражданский контроль"

- Для реальной защиты национальных меньшинств в Петербурге надо найти деньги, возможно, даже из бюджета, и создать Фонд юридической поддержки лиц и организаций, нуждающихся в защите. Главные задачи Фонда - юридические консультации и регулярный мониторинг ситуации в городе в сфере межнациональных отношений, в том числе бесконтрольных действий правоохранительных органов; сбор и публикация этой информации в СМИ. При Фонде необходимо создать общественный совет, куда будут входить юристы, представители общественных организаций, журналисты. Представители власти также могли бы входить в состав совета, но не возглавлять его.

Софья Кодзова, кандидат исторических наук, ведущий редактор исторического отдела издательского дома "Нева" (представитель черкесской диаспоры)

- Правительство делает вид, что не замечает национальных проблем города. А внутри некоторых диаспор уже говорят вслух о том, что нужно бороться с нацистами собственными силами - объединяться в группы, вооружаться... Ситуация балансирует на грани, рискуя закончиться кровью. Никто не хочет ждать, чтобы то, что случилось с таджикской девочкой, произошло и с их детьми. Все национальные меньшинства готовы к диалогу и ждут от власти действительных гарантий и обещаний.

То, что сейчас творится в городе, - это не просто череда разрозненных фактов бытового проявления национальной нетерпимости: ксенофобия угрожающе быстрыми темпами выходит на качественно новый уровень. Во всем ощущается опасность, которая все ближе и ближе к каждому...

Екатерина Семыкина

Консолидация происходит не на митингах — считает автор городского закона о межнациональных отношениях  »
Юридические статьи »
Читайте также