Презумпция ненужности бюрократа

Минэкономразвития решило радикально ограничить влияние чиновников на экономику. Реформаторы собираются установить "презумпцию нецелесообразности госрегулирования", которая заставит чиновников публично доказывать, что им нужны новые функции. Бизнесмены идею поддерживают, а в ведомствах сомневаются, что она реализуема.

В Минэкономразвития родился законопроект, призванный защитить экономику от бюрократов. По словам первого замминистра Михаила Дмитриева, законопроект установит "презумпцию нецелесообразности госрегулирования". "Ведомствам придется обосновывать необходимость и целесообразность исполнения функции госорганами, и невозможность ее исполнения участниками рынка или общественными организациями", - пояснил Дмитриев "Ведомостям". "Экспертизе будут подвергаться все нормативные акты - от проектов федеральных законов до проектов внутриведомственных документов, а также любые новации по госрегулированию - лицензированию, квотированию, целесообразности проверок, установлению госстандартов, и т. д. ", - рассказывает руководитель департамента госслужбы Минэкономразвития Андрей Шаров.

По словам Шарова, для каждой группы нормативных актов будет предусмотрена своя процедура надведомственной экспертизы. А Дмитриев говорит, что закон касается не только новых госфункций - "уже существующие тоже будут пересматриваться". "Это необходимо, чтобы не появлялись ненужные инструменты госрегулирования, а те, которые появлялись, были адекватны задаче", - поясняет Шаров. "После этого станут невозможны такие безумные фокусы, как письмо муниципалитета держателям торговых точек с просьбой направить определенную сумму на прохождение обучения по противопожарной безопасности", - добавляет Дмитриев. Чиновники ссылаются на опыт Австралии, Новой Зеландии и Украины, где аналогичные законы успешно действуют.

Согласно концепции законопроекта проводить независимую оценку будет специально созданный орган, подотчетный парламенту. Правда, чиновник признает, что пока нет ясности, как увязать новую систему принятия решений с уже действующими экспертными процедурами, до сих пор непонятны критерии оценки того или иного вида регулирования и отбора экспертов. Однако Дмитриев рассчитывает уже в сентябре внести законопроект в правительство.

"Чем быстрее этот документ будет вынесен на публичное обсуждение, тем лучше", - уверен отвечающий за административную реформу член бюро РСПП Александр Шохин. Он убежден, что бизнес поддержит "идеологию законопроекта, которая предполагает механизм защиты от госвмешательства". А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин полагает, что в результате появления закона "процесс лоббирования частных интересов станет публичным". Он даже готов выступить в качестве привлеченного эксперта, несмотря на то что прогнозирует большой объем бумажной работы.

Шохин полагает, что подчиненный парламенту орган с большими полномочиями будет создавать ненужный противовес правительству. Он предлагает поручить экспертизу межведомственной комиссии при администрации президента, в которую по определенной квоте входили бы представители правительства, парламента, бизнес-сообщества и независимые эксперты. Руководитель управления по вопросам административной реформы аппарата правительства Всеволод Вуколов комментировать инициативу Минэкономразвития отказался. В МАПе, МНС и Минфине тоже отказались от комментариев. А руководитель пресс-службы Минздрава Александр Жаров сомневается, что независимым экспертам будет под силу справиться с бумажным потоком, который на них навалится. "В день только наше министерство производит около двух десятков нормативных документов. А ведь мы далеко не самое большое ведомство", - рассуждает чиновник.

Светлана Иванова Борис Грозовский

Функции государственных органов "выкинут" на рынок Комитеты имущественного блока потеряют ряд полномочий  »
Юридические статьи »
Читайте также