Научные центры России отпустят в рынок

Министерство промышленности, науки и технологий РФ завершает разработку законопроекта "О государственных научных центрах (ГНЦ)" и концепции реформирования системы ГНЦ.

При этом в значительной мере используются предложения петербургского ФГУП ЦНИИ "Электроприбор". Схема взаимодействия этого предприятия с государством может стать модельной для российских государственных научных центров. Впрочем, другие петербургские научные центры настороженно относятся к инициативе коллег, которые призывают отказаться от излишней государственной поддержки.

История вопроса

Система ГНЦ РФ была образована в 1993 году указом Президента РФ. Государство впервые предприняло попытку оказать поддержку фундаментальной и прикладной науке, сконцентрировав финансовую помощь на отдельных, наиболее перспективных направлениях работ. Однако за 10 лет своего формального существования система ГНЦ так и не стала хорошо отлаженным методом финансирования науки: ГНЦ до сих пор не имеют законодательной основы деятельности, зато принадлежат к совершенно разным организационно-правовым формам и формам собственности. Степень участия государства в работах ГНЦ также самая различная: в 2002 году бюджетное финансирование в общем составило около 7% их доходов, но для разных центров эта доля колеблется от 1% до 90% (см. диаграмму).

После того как в начале 2002 года были приняты "Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", Минпромнауки начало подготовку реформы системы ГНЦ. Реформа должна завершиться уже в текущем году, и ключевым стал вопрос о том, по каким критериям отбирать предприятия-претенденты на присвоение статуса ГНЦ РФ.

В проекте Концепции реформирования системы государственных научных центров Российской Федерации говорится: "В случае необходимости будут приниматься решения об изменении организационно-правовой формы и новых способах организации их деятельности..." Это новшество, поскольку до сих пор действовало положение Указа Президента РФ о неизменности формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, объявленного ГНЦ.

Государство лимитед

В предложениях, подготовленных ЦНИИ "Электроприбор", предлагается ограничить участие государства в деятельности ГНЦ, увеличив тем самых роль бизнеса в развитии и поддержке науки. Для присвоения статуса ГНЦ одним из основных, по мнению "Электроприбора", должно стать условие, чтобы объем работ, выполняемых за счет госбюджета, не превышал 25% от общего объема работ.

"Процесс выживания для российской науки не может быть бесконечным, государство не должно постоянно финансировать ее на 100%, -- считает директор ЦНИИ "Электроприбор" академик РАН Владимир Пешехонов. -- Данный критерий призван усилить взаимодействие науки с реальными секторами экономики". По мнению академика, центр тяжести должен быть перенесен с финансовой помощи со стороны государства на повышение роли самих ГНЦ. Каждый из них должен нести ответственность за развитие соответствующей его профилю критической технологии федерального уровня.

По словам Владимира Пешехонова, критериям, содержащимся в предложении ЦНИИ "Электроприбор", на сегодняшний день удовлетворяют около 90% нынешних ГНЦ. "В этом плане ЦНИИ "Электроприбор" представляет собой пример НИИ, успешно преодолевшего переходный период: финансовая поддержка со стороны государства составляет менее 1% от общего объема работ", -- отмечает директор.

Формы не тронут

"Электроприбор" считает нужным включить в Концепцию положение о том, что присвоение статуса ГНЦ не повлечет за собой изменения организационно-правовой формы и формы собственности научной организации. Владимир Пешехонов уверен: "Не надо вопрос об организационно-правовой форме и форме собственности примешивать к вопросу о присвоении статуса ГНЦ. Можно эффективно работать и оставаясь государственным предприятием, и будучи акционерным обществом. Здесь главным критерием должна стать все-таки эффективность".

Александр Путилов, руководитель департамента развития технологий Минпромнауки, подтвердил, что это предложение, скорее всего, будет использовано министерством. "Каждый ГНЦ вправе сам решать этот вопрос в зависимости от специфики своей работы".

Второе предложение -- об установлении лимита госфинансирования не вызывает восторга у представителей других петербургских ГНЦ. "При введении такого критерия в разряд обязательного погибнут все ГНЦ -- государственные предприятия, поскольку большинство из них действует на основе хозяйственных договоров", -- считает Андрей Хаустов, начальник отдела ФГУП "ЦНИИ технологии судостроения"

Сейчас в России действует 58 государственных научных центров, из них 12 находятся в Санкт-Петербурге 1. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт

2. Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева

3. Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова

4. Всероссийский научный центр "Государственный оптический институт имени С.И. Вавилова"

5. Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов

6. Российский научный центр "Прикладная химия"

7. Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики при С.-Петербургском государственном техническом университете

8. Центральный научно-исследовательский институт "Гидроприбор"

9. Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор"

10. Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова

11. Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей"

12. Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения

Константин Шолмов Александра Алексеева

Науку поддержат по-английски  »
Юридические статьи »
Читайте также