Царский подарок Промышленники уломали чиновников. Минэкономразвития согласилось снизить стоимость земли под предприятиями в двадцать раз

Жалобы предприятий на неподъемные суммы выкупа промышленных земель, установленные Земельным кодексом, были услышаны. Минэкономразвития направило в правительство законопроекты, намного уменьшающие стоимость земли под приватизированными предприятиями.

Предлагаемые Минэкономразвития поправки (в Земельный кодекс, закон о его внесении, законы о приватизации и ипотеке) отнимают у регионов право самостоятельно устанавливать цену выкупа земли. Сейчас цена выкупа земли под приватизированными объектами определена как базовая ставка земельного налога, умноженная на коэффициент от 3 до 30. Какой коэффициент выбрать, решает сам регион. И многие из них, по словам первого замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, поставили коэффициенты по максимуму: стоимость выкупа земли по 41 региону, приславшему в ведомство свои расчеты, в сумме составила $34,8 млрд. "Очевидно, что эти деньги неподъемны для предприятий, учитывая их текущие обороты", - говорит Шаронов.

Минэкономразвития предлагает установить законом предельные коэффициенты, а местные власти получат право только уменьшать их - причем до 20 раз. Коэффициенты установлены по 12 группам: от 1 - для Чечни или Камчатки до 10 - для Санкт-Петербурга и 20 - для Москвы. По подсчетам Шаронова, общая цена земли российских предприятий уменьшится почти в 20 раз: с 25,86% ВВП до 1,27% ВВП, а с учетом Москвы - 4,6% ВВП.

Правда, законопроект внесен в правительство с протоколом разногласий: Минимущество возражает против столь радикального снижения ставок. "Мы находились между двумя крайностями - институциональной и фискальной, - рассуждает Шаронов. - Завершить приватизацию или взять по максимуму то, что недобрали на ее первом этапе". Хотя первый замминистра уверяет, что ведомство нашло "золотую середину", его предложения больше смахивают на завершение приватизации по плану предпринимателей: предлагаемые ставки совпадают с предложениями РСПП. "Предложения Минэкономразвития во многом удовлетворяют промышленные круги", - считает заместитель гендиректора "Объединенных машиностроительных заводов" Сергей Николаев. "Думаю, ставки устанавливались исходя из присланной регионами информации", - говорит директор центра макроэкономических исследований компании "ЮНИКОН" Елена Матросова.

Правда, предложение РСПП об отнесении затрат на выкуп на себестоимость Минэкономразвития не поддержало. "Это уменьшило бы для некоторых предприятий плату налога за прибыль до нуля", - считает замруководителя департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Андрей Ивакин. По его мнению, это неправильно и концептуально: "Земля - не то благо, которое может исчезнуть". Бизнес рассуждает по-другому. "Мы выкупаем то, что по сути нам принадлежит", - говорит Сергей Николаев.

По мнению аналитика ИК "Проспект" Александра Корчагина, предложения законопроекта - вынужденная уступка со стороны государства. Сегодня выкуп земли практически затормозился - выкупили землю либо те предприятия, которым было важно повысить свою капитализацию для привлечения инвестиций, либо расположенные в регионах, установивших минимальные коэффициенты. Сейчас этим предприятиям остается только пожалеть о торопливости: закон обратной силы не имеет. Впрочем, Матросова считает, что они все равно что-то выиграли: хотя бы за счет увеличения капитализации. "Другое дело, какова цена этой выгоды", - замечает Матросова.

Земельный кодекс и закон о его введении обязывают все предприятия до 1 января 2004 года либо выкупить земельные участки, которыми они пользуются сейчас на правах бессрочного пользования, либо взять их в срочную аренду. Но и выкупить землю многие предприятия не смогут до конца года по техническим причинам. "Они просто не успеют завершить землеустроительные работы", - говорит Ивакин. Поэтому Минэкономразвития предлагает отодвинуть сроки до 1 января 2007 года. Кстати, выкуп можно будет вести с рассрочкой на 5 лет с уплатой процентов в 1/3 ставки рефинансирования ЦБ на момент продажи. Сроки аренды устанавливаются в 49 лет, и уменьшить их можно только по желанию собственника.

Но Минэкономразвития не уверено, что законопроект будет принят до конца этого года: правительство может вернуть документ на доработку, губернаторы могут затормозить его прохождение в Госдуме. К тому же порядок распределения средств, полученных от выкупа, будет разработан только к 1 декабря. А без него, как говорит источник в Минэкономразвития, новый механизм выкупа земли нереализуем. По словам Шаронова, будет предложено либо отдать все средства от выкупа земли муниципалитетам, либо поделить их между местными и региональными бюджетами. "Вероятность прохождения законопроекта в этом году невысока", - полагает источник в Минэкономразвития.

По мнению Ивакина, торопиться с выкупом не стоит: никто не имеет права согнать предприятие с земли по истечении сроков, установленных Земельным кодексом. "Гражданское законодательство не имеет таких оснований для прекращения имущественных прав, - говорит Ивакин. - Любое предприятие может обратиться в суд и выиграть его". Он предлагает ссылаться на постановление Конституционного суда, приравнявшего для физических лиц право бессрочного пользования к праву собственности. "Предприятия будут вовлечены в судебные разбирательства, - возражает Сергей Николаев. - Это нас никак не устраивает - придется отвлекать силы и средства, которые можно вложить в производство". По его мнению, если закон не будет принят до 1 января 2004 года, предприятия предпочтут перейти на срочную аренду, но выкупать землю по нынешним ставкам не будут. Однако ставки аренды находятся в руках местных властей, и нет гарантии, что они не попытаются "добрать" неполученные средства. "Лучше, чтобы этот закон приняли до конца года", - советует Сергей Николаев.

Татьяна Рыбакова

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Санкт-Петербургу не признает полномочия органов местного самоуправления на передачу земельных участков для осуществления торговли.  »
Юридические статьи »
Читайте также