Дорога согласна на убытки Снижение пассажиропотока на железнодорожном транспорте в 2005 году вряд ли произойдет

Уверенность в этом высказал сам вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Хасян Зябиров. Глава филиала компании - "Октябрьской железной дороги" - Виктор Степов разделяет позицию своего руководства.

Однако опасения возникают в связи с монетизацией льгот на железнодорожном транспорте и туманностью этого процесса. Вопрос внедрения новой схемы перевозок льготников оказался настолько сложен, что потребовал в течение прошедших двух недель проведения двух селекторных совещаний - одного в узком кругу, второго - в режиме видеопресс-конференции с регионами, в которых действуют филиалы "Российских железных дорог".

Как известно, закон о монетизации льгот граждан вступает в силу с 1 января 2005 года. Несмотря на то что РЖД начали подготовку к вступлению еще в июле текущего года, к новому году осталась еще масса нерешенных проблем. По словам Хасяна Зябирова, практически ничего не меняется в оформлении документов и порядке проезда только для 14 млн граждан, так называемых федеральных льготников. В дальнем сообщении те, кто попадает в это число, должны предоставить в железнодорожную кассу документ, удостоверяющий личность и право на льготу. В пригородном сообщении оформление бесплатного проезда осуществляется при устном заявлении и наличии документа, подтверждающего это право. Если поездки носят регулярный характер, может быть оформлен льготный абонемент на один-три месяца.

Введение натуральной льготы стало возможно после того, как "Российские железные дороги" заключили договор с Федеральным агентством по здравоохранению и социальной защите. Цена договора - 5 млрд 890 млн руб. За эти компенсационные средства, по заверению Хасяна Зябирова, компания взяла на себя полную ответственность за перевозку федеральных льготников в течение всего 2005 года без ограничения числа поездок и маршрута следования.

Опасение у Хасяна Зябирова вызывает бездействие властей в субъектах по принятию нормативных актов о монетизации льгот граждан. Тем временем в ведении региональных бюджетов находятся более 30 млн льготников - это ветераны труда, труженики тыла, социальные работники. Сегодня только в 20 субъектах, как и на федеральном уровне, заключены договора. По мнению вице-президента компании, в идеале все субъекты последуют примеру Федерации. Однако каждый регион - это своя власть и свои действия.

На Северо-Западе, в границах которого расположены 11 регионов, пользующихся услугами Октябрьской железной дороги, только в 6 были приняты законы о социальной поддержке отдельных граждан. К ним относятся Петербург, Ленинградская, Вологодская, Новгородская области, Республика Карелия и Москва. И только в двух регионах - Москве и Новгородской области - были приняты законы по образу и подобию федерального, в соответствии с которым введены натуральные льготы. В остальных регионах предусматривается монетизация или выплаты в виде денежных компенсаций. Однако ряд субъектов (Петербург, Ленинградская и Псковская области и Республика Карелия) пошли по "комбинированному пути" - наряду с выплатой денежной компенсации на летний период (с апреля по октябрь) льготы будут предоставляться в натуральной форме. В бюджетах этих регионов для реализации льгот, которые предоставляются в натуральной форме, предусмотрены суммы компенсации. Однако уже сейчас Октябрьская железная дорога уверена, что эти суммы будут недостаточны, поэтому в договоры включен пункт о возможности их корректировки в сторону увеличения в зависимости от выполненных объемов работы.

Заместитель начальника Октябрьской железной дороги по работе с органами власти субъектов Федерации Алексей Васильев доложил о структуре льготников: 14 процентов (182 тыс. чел) получат льготы в натуральной форме, 40 процентов (более 516 тыс. чел) - в комбинированном виде, для оставшихся 46 процентов льготы будут заменены денежными выплатами.

По словам Виктора Степова, 2005 год - переходный, когда будут испробованы несколько вариантов реализации федерального закона на региональном уровне. Глава Октябрьской железной дороги уверен, что "социальной напряженности в этом вопросе не будет", поскольку компания готова "пойти на убытки ради того, чтобы пассажиры не оказались в неудобном положении".

Любой вопрос, касающийся монетизации льгот на железнодорожном транспорте, можно задать по бесплатному многоканальному телефону круглосуточной горячей линии ОАО "Российские железные дороги" - (095) 262-50-50 и Федерального агентства по здравоохранению и социальной защите - (800) 200-01-22.

Юлия Догадина

Генерал от "Арсенала"  »
Юридические статьи »
Читайте также