Время и бремя меценатства

В Петербурге обсуждался проект закона "О меценатстве" . В очередной раз 17 октября в Петербурге на заседании Координационного совета по культуре, прошедшем под председательством министра культуры Александра Соколова, обсуждались вопросы работы над проектом федерального закона "О меценатах и меценатской деятельности".

Принятие закона о меценатской деятельности г-н Соколов назвал чрезвычайно важным делом, поскольку культура нуждается в "финансовых ресурсах различного происхождения". Министр считает, что этот закон должен исключить двойное налогообложение: "В настоящее время, чтобы помочь культуре, человек должен платить налоги дважды - когда зарабатывает деньги и когда он их дарит" (г-н Соколов, естественно, умолчал о другом пути - "творить милостыню в тайне" и "черным налом").

По мнению министра, закон о меценатстве является одним из приоритетных для российской культуры. "Бизнес должен продемонстрировать свою социальную ответственность, а государство - создать правовое поле для его деятельности", - считает г-н Соколов. Кроме финансовых льгот он предлагает ввести поощрение меценатов в форме государственных наград. И не потому, что они этого хотят, а потому, что это важно для самого государства - иметь такую поощрительную меру. Общеизвестно, что в царской империи нередки были случаи жалования меценатам дворянского звания за вклад в благотворительность.

Кстати, в Москве уже планируют открыть памятник меценатам. Монумент возведут в виде круглой колоннады, увенчанной 10-метровой стелой. К размещенной на небольшом возвышении ротонде с разных сторон будут вести белокаменные ступени лестниц, широкие парапеты которых украсят праздничные вазоны. А на вершине самой стелы появится золотая фигура ангела.

Разговоры о меценатстве и его пользе для страны идут давно. Ностальгируя о былых временах, приводят, как правило, хрестоматийный список: Мамонтов, Морозов, Щукин... И в общем-то, ссылки на прошлое справедливы. До рокового 1917 года на частные средства были созданы, к примеру, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Художественный театр Алексеева-Станиславского. Особая роль в русской культуре и искусстве принадлежит П. Третьякову, подарившему Москве свою знаменитую галерею русского изобразительного искусства. Характерно, что этим актом он вызвал бурный всплеск патриотизма в российском обществе.

Нынешний закон о меценатстве начали разрабатывать еще в Думе позапрошлого созыва, в 1998 году. Заканчивается 2005-й, но закон пока так и принят. Вспоминается афористичный Григорий Горин, грустно шутивший: "Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь". Шутки шутками, но г-н Соколов и поныне ездит по городам и весям, обсуждая закон и оповещая через прессу о том, как нужны культуре меценаты; что заботиться об историческом наследии должно не только государство, но и общество в лице меценатов; что после вступления в силу закона наступит новая фаза отношений культуры и бизнеса и для этого всеобщего благоденствия необходимо лишь освободить от налогов меценатов. Как говорится, кто бы спорил? Тем более что, по мнению специалистов, разница между государственным и частным финансированием культуры сводится скорее к психологической доминанте. Государство в России приучило чиновника деньги "осваивать". И в механизме подобного рода заложено множество искушений для функционеров. В частном капитале средства не "осваивают" -, их дают на определенные цели, а затем строго следят, как они используются и расходуются. То есть уровень контроля в этом случае значительно выше и рациональность вложений очевидна.

Так в чем же проблема? На что ушли 7 долгих лет? Оказывается, на "утряску" едва ли не очевидных вещей: "кого считать меценатом, а кого благотворителем", "полагаются меценату материальные или только моральные поощрения" и, наконец, "имеет ли право государство регулировать меценатскую деятельность? ".

Кстати, последний вопрос немаловажен. Меценат - это прежде всего человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Альтруизм вовсе не гарантирует хороший вкус и отсутствие барского самодурства. Так что меценат нуждается в некоем надзоре. И кстати, это касается не только потенциального "нового русского мецената" (как намекнул на прошедшем Совете г-н Соколов, "психология и воспитание современных меценатов и меценатов XIX - начала XX веков значительно отличаются"). Памятником меценатскому своеволию может служить здание Датской оперы, подаренное родной стране судовладельцем-миллиардером Мерском Мак-Киннеем Меллером. Выкупив территорию бывшей военно-морской базы на острове Хольмен, расположенной напротив королевской резиденции Амалиенбург, Меллер самолично выбрал архитектора, известного датского мастера Хеннинга Ларсена. Строительство велось безо всякого правительственного или общественного контроля. В итоге Копенгаген "облагородился" зданием, чей прозрачный фасад оказался украшен по воле финансиста неэстетическими металлическими полосами.

Не стоит строить иллюзий, что все проблемы культуры разрешатся в первый же день после принятия многострадального закона. Сколько времени еще уйдет на "воспитание" потенциальных меценатов! Сегодня слишком мало бизнесменов реально понимают, что стоит за термином "социальная ответственность" и насколько она важна в стране, в которой лишь 2% населения задумывается о будущем больше чем на пару лет вперед, а большинство вообще ничего не загадывают и не планируют. Потому что в это будущее не верят. Вот почему так много зависит от культуры - благодаря ей человек осознает себя не объектом государственного воздействия, а гражданином.

Мнение

Марк Розовский, художественный руководитель театра "У Никитских ворот", одного из первых театров, ставший на ноги без всякой государственной поддержки: - Кто он - современный меценат? Конечно, есть знакомые, которые занимаются бизнесом, и успешно. Это люди очень работоспособные, умные, энергичные. Но, к сожалению, сегодня люди бизнеса, как правило, не помогают искусству. Они поддерживают разного рода мероприятия, акции, событийные моменты. Бизнесмены зачастую помогают тем, кто в этом совершенно не нуждается, а именно "звездам" потому что с ними приятно тусоваться, сидеть вместе, общаться. А вот того меценатства, которое "было в России в дореволюционные годы - истинного, духовного меценатства, - мы сегодня не имеем.

История

...Меценат Гай Цильний - соратник и советник римского императора Августа. Он родился примерно за 70 лет до Рождества Христова. Меценат был близок к власти, богат и сумел употребить свое влияние на благо людей искусства. Имя Мецената как покровителя искусств стало нарицательным.

ХРОНИКА

Первый выпуск "Мецената"

В эти же дни в Петербурге состоялась презентация первого номера нового журнала "Покровитель искусств и наук МЕЦЕНАТ". "Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту". Эти слова философа и мудреца Конфуция стали напутствием авторам проекта журнала о меценатах и тех, кому они отдают свое покровительство. Те, кто "зажгли" эту свечу, понимают, что для исцеления важны не только деньги и лекарства, но и вовремя сказанные слова в поддержку конкретных дел и общественно значимых программ. Рассказ об этом всегда можно будет найти в новом журнале.

В первом номере издания заявлены темы и направления, которые в дальнейшем станут приоритетными. Директор Русского музея Владимир Гусев размышляет о современном состоянии благотворительности в сфере культуры. Известный писатель Даниил Гранин предлагает вернуть на карту Петербурга улицу Милосердия (ныне - Всеволода Вишневского). В рубрике "Русские пути в Европе" помещен отчет о первой экспедиции "Меценат-клуба", повторившей легендарный альпийский поход полководца Суворова, который был убежденным меценатом. Большое внимание "Покровитель наук и искусств МЕЦЕНАТ" уделит истории благотворительности, психологическим и экономическим аспектам современного бизнеса. Речь пойдет о культуре, нравственных устоях, о разносторонней деятельности фондов и общественных организаций. Авторы журнала поставили себе цель создать объективную картину современного меценатства, которое постепенно становится мировоззренческой позицией материально обеспеченных и социально активных граждан России XXI века.

Артист - Артисту

На сцене Мюзик-холла 17 октября состоялся благотворительный концерт в поддержку петербургского Дома ветеранов сцены, находящегося в бедственном положении. По словам председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, "на полную реконструкцию Дома ветеранов сцены, чтобы он соответствовал требованиям к домам социального типа с полной инфраструктурой социальных, бытовых и медицинских услуг, необходимо $ 5-7 млн. Масштабы работ по реконструкции просто колоссальные, и инвесторы в очередь к нам не выстраиваются". Чтобы спасти Дом ветеранов сцены, международный благотворительный фонд "Терпсихора", президентом которого является знаменитая балерина Алла Осипенко, обращался за финансовой помощью в Минкульт. Здание находится в ведении небогатого Союза театральных деятелей России, а "крупнейшие предприниматели Петербурга, - сказала Алла Осипенко, - отказали нам в поддержке. Интерес проявили только сами актеры, отозвавшиеся на предложение принять участие в благотворительном концерте в поддержку петербургского Дома ветеранов сцены".

Соб. инф.

Ольга Машкова

Бьют "цветных" или просто бьют?  »
Юридические статьи »
Читайте также