Налоговый стоп-кран Налоговая реформа начинает превращаться в налоговый тормоз

Причем, что самое досадное, тормоз-то получается не потому, что налоговые новации плохи, а потому, что мы растянули удовольствие налогового реформирования на долгие годы и уже начинаем "ходить по кругу".

Картина, схожая с самой налоговой системой. Эффективность последней зависит не только от того, какие существуют налоги, налоговые ставки, но и от эффективности налогового администрирования. Так что успех самой налоговой реформы зависит не только от того, что делается, но и от того, как делается. Налоговая система — организм достаточно тонкий, причем его чувствительность растет по мере стабилизации положения в экономике в целом.

Если проанализировать, что успели сделать, то получается совсем неплохо: оборотные налоги отменили, значительно урезали перечень налоговых льгот, снизили с 35 до 24% ставку налога на прибыль, ввели плоскую 13-процентную шкалу налога на доходы физических лиц, "собрали" воедино в социальный налог, снизив совокупную ставку ЕСН до 35,6% и так далее. На самом деле очень даже значимые вещи. Как-то трудно признать провал налоговой реформы, принимая во внимание этот далеко не полный перечень достижений налогового реформаторства.

Но не успокаиваемся. Все снова и снова говорим о необходимости дальнейшего снижения налоговой нагрузки. Договорились о необходимости снижения НДС до 18%. Однако вопрос — зачем его снижать — остается. Это ведь самый легко администрируемый налог. Говорят, что уменьшать его необходимо, потому что бизнес этого хочет. Но бизнес будет хотеть снижения налогов всегда. Он, что называется, по определению будет просить снизить налоги. Другое себе просто трудно представить. Последняя инициатива, только что прозвучавшая от Совета по предпринимательству при правительстве России, — снизить ставку НДС до 12-15%. Ну давайте теперь будем соревноваться: кто меньше?

Проект программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) предусматривает необходимость введения автоматических процедур предоставления налогового кредита, установления специальных налоговых режимов в свободных экономических зонах и др. Никаких объективных причин для внедрения новых налоговых льгот нет. Нашей экономике вообще противопоказаны какие-либо льготы. Ими "почему-то" в полном объеме через очень непродолжительное время начинают пользоваться те, для кого они совсем не предназначались. И потом, мы ведь вроде бы взяли курс на ликвидацию налоговых льгот.

Поучителен в этом отношении опыт 2002 года. Как известно, с 1 января 2002 года была отменена инвестиционная льгота по налогу на прибыль. Многие поспешили связать резкое замедление роста инвестиций, наблюдавшееся в прошлом году, именно с данным фактором. Однако факты свидетельствуют об обратном. Если в одних отраслях инвестиции сократились, как, например, в топливной промышленности, то в других они достаточно резко выросли (в стекольной и полиграфической промышленности — на 50-70%). Поэтому вывод о том, что отмена инвестиционной льготы является важнейшим фактором, повлиявшим на замедление динамики инвестиций в прошлом году, представляется некорректным.

Для экономики сегодня важна стабильность, предсказуемость налоговой системы. И инвестиции будут расти, вы только не реформируйте беспрерывно налоговую систему. В противном случае благо оборачивается во зло. Чтобы как-то простимулировать предпринимательскую, инвестиционную активность, придумываются очередные налоговые новации. А эта перманентная изменяемость имеет самые негативные последствия.

Успокоиться надо. Знаменитое "Хотели как лучше..." должно остаться в прошлом. Главное в налоговой реформе уже сделано, ну разве что с социальными налогами осталось разобраться. Все остальные усовершенствования можно "набирать" в отдельный пакет и года через 3-4 их законодательно оформить.

Налоговое администрирование — вот что может и должно стать приоритетом на ближайшие годы. Но это уже не из области правил игры, а из области процедур.

Продемонстрируем на примере подоходного налога. Плоская 13-процентная шкала подоходного налога — очень большое достижение в налоговом реформаторстве последних лет. Однако было бы ошибочно думать, что теперь с этим налогом нет никаких проблем. До реформы, когда существовала прогрессивная шкала подоходного налогообложения, средняя фактическая ставка составляла 5,4%. В 2001 году, в первый год действия прогрессивной налоговой новации, этот показатель равнялся 6%. Наконец, в 2002 году средняя ставка оказалась на уровне примерно 7%. Рост? Да, но все-таки до 13% еще далеко, и в результате 46% денежных доходов населения по-прежнему выведены из-под налогообложения. А это значит, что налоговое администрирование по данному налогу остается не очень эффективным. Так что есть чем заниматься в налоговой сфере — администрированием. Но такие "занятия" не делают систему постоянно изменяемой, не вносят в нее ненужную непредсказуемость.

Постоянное налоговое реформирование опасно для экономики еще и тем, что оно уводит правительство от решения других проблем, от проведения важнейших структурных преобразований. Ведь как просто вроде бы можно решить все проблемы. Снизил на процент-другой ставку НДС, и рост инвестиций возобновился. Еще "погонял туда-сюда" ставку какого-либо налога, экономический рост ускорился. И не надо, получается, проводить чрезвычайно сложную и болезненную, но совершенно необходимую административную реформу, можно еще дальше оттянуть решение вопроса с реальным допуском иностранного капитала в российский банковский сектор, не требуется спешить и с реформированием естественных монополий, со вступлением в ВТО также можно потянуть, "принципиальничая" по делу и без дела и т.д.

Зуд налогового реформаторства должен быть преодолен, если мы хотим высокого и стабильного экономического роста. Это не означает, что налоговую систему надо законсервировать. Это значит, что налоговые новации не должны появляться постоянно, ежегодно. Формула "Лучшее — враг хорошего" действительна и для налоговой сферы. Даже, может быть, для нее в первую очередь.

Игорь Николаев — директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании "ФБК"

М.Касьянов повторно поручил Минфину представить дополнительные предложения по налоговой реформе с учетом расчетов Минэкономразвития и предложений предпринимателей.  »
Юридические статьи »
Читайте также