О налоговой реформе

Основные тезисы вчерашнего выступления вице-премьера правительства РФ, министра финансов Алексея Кудрина.

Как ускорять налоговую реформу? Одно из мнений состоит в том, что мы можем пойти быстро на глубокое сокращение налогов, за один год получить расширение налоговой базы и тем самым компенсировать потери.

Эта теория не подтверждается ни практикой, ни заключениями экспертов.

Другое предложение, обсуждаемое в Госдуме, — использовать благоприятный 2003 г., который может сложиться лучше, чем все предполагали, так как доходы бюджета рассчитаны на основе 21,5 долл. за баррель нефти. К 1 марта правительство ожидает увеличение экспортных пошлин по той шкале, которая утверждена законом. Пошлина составит 39-40 долл. за тонну, что даст дополнительно в бюджет 500 млн в ближайшие 2 месяца. Таким образом, к концу года будет накоплена финансовая "подушка" в размере 100-150 млрд рублей.

Ряд авторов предлагают использовать эти средства в качестве рискового страхового фонда для уменьшения налогов, в частности ЕСН. Я думаю, что это неразумная идея, даже несмотря на то, что очень хочется сократить налоги — тот же ЕСН — уже в 2004 г., а не в 2005 г., как предлагает правительство. Но мы понимаем, что долго такие высокие цены на нефть не удержатся и, возможно, упадут уже к концу года. Согласно прогнозам нефтяных компаний, стоимость нефти может снизиться до 16-17 долл. за баррель. Таким образом, мы рискуем попасть в ловушку, когда, сократив налоги, в то же время не получим ожидаемых доходов. По оценке МВФ, снижение цены на нефть на 1 долл. за баррель для бюджета расширенного правительства России означает сокращение доходов на 0,5% ВВП. Снижение на 4 долл. — выпадение 2%.

Нам нужно создать стабилизационный фонд (его концепцию разработал Минфин), который должен служить страховым резервом в те годы, когда цены на нефть могут драматически упасть.

Правительство определило таким средним уровнем цены 18,5 долл. за баррель. Когда она опустится ниже этого предела, потребуется компенсация доходов за счет стабилизационного фонда.

Поэтому доходы, которые мы можем получить в ближайшее время, следует использовать для формирования стабилизационного фонда — чтобы не оказаться в яме, в которую мы упали в 1998 г. Такой фонд сегодня является приоритетным. Вот почему я против использования полученных в этом году дополнительных доходов для ускорения налоговой реформы.

Есть еще один источник для снижения налогов — заимствования. К этой идее я отношусь настороженно, поскольку Россия еще не имеет инвестиционного рейтинга по заимствованию и не может в любое время выходить на этот рынок. Вдобавок для нас заимствования обходятся дороже, чем для стран, имеющих такой рейтинг.

Основные источники для проведения налоговой реформы — это рост ВВП, снижение госрасходов, перераспределение нагрузки между сырьевым и обрабатывающим сектором. Думаю, что этих факторов будет достаточно, чтобы к 2005 г. снизить ставку эффективной шкалы ЕСН на 5%, а к 2006 г. снизить НДС до 15-17%.

Еще одна важнейшая реформа — это два закона, внесенные президентом в Госдуму в декабре: о местном самоуправлении и об организации представительных и исполнительных органов власти в субъектах РФ. Эти законы предполагают распределение полномочий по расходам. Новая система переносит часть обязательств регионов на федеральный уровень и часть федеральных мандатов на уровень территорий.

Президент, выступая в Совете Федерации, заявил, что парламент за предыдущие годы принял обязательств на сумму в 6,5 триллиона рублей, в то время как бюджет РФ — 3,5 триллиона. То есть на 3 триллиона неисполняемых решений и законов. Причем многие из них очень важные. Например, предоставление льгот пенсионерам и ветеранам по оплате жилья на 50% приносит убытки ЖКХ на сотни миллиардов рублей. Сегодня реформа в ЖКХ не идет и не может идти, так как на эту систему возлагаются обязательства, которые никто не собирается погашать. И президент предложил правительству определиться, по каким законам оно будет платить, а какие законы следует отменить или изменить.

Эта важнейшая реформа должна начаться в 2005 г., и она совпадет с важным этапом налоговых преобразований. Мы должны совместить эти два процесса и пройти через риски.

Приоритетами налоговой реформы на 2003-2005 годы станут стимулирование инвестиционной активности и опережающее снижение налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг.  »
Юридические статьи »
Читайте также