Время снижать бремя В четверг состоится заседание Правительства, посвященное налоговой реформе

Экстренное поручение Владимира Путина подготовить к 1 февраля прогноз в области налогообложения, сопровождаемый просьбой предварительно, до заседания Правительства, ознакомить с ним, повергло ответственные ведомства в состояние, близкое к смятению. Причина проста. Если до сих пор разработка новых налогов начиная с новых глав Кодекса и заканчивая поправками шла опытным путем, по принципу - сначала введем, потом посмотрим, то сейчас Президент потребовал, чтобы все последствия изменения в налоговую систему были жестко просчитаны, поскольку на них должны равняться все отрасли экономики.

Более того, Президент высказал фундаментальную идею о выравнивании налогового бремени, в то время как вся политика последнего времени основывалась на обратном и работала по принципу - взять там, где можно, и столько, сколько можно.

В четверг в течение пяти часов продолжалось заседание, на котором ведомства, ответственные за налоговую реформу, прежде всего Минфин и Минэкономразвития, вырабатывали согласованную позицию. На сегодняшний день между министерствами остались только технические разногласия. Как стало известно, в 3 часа дня возобладал более реакционный вариант, который отстаивал Минфин. Единственная уступка Минэкономразивития - особые экономические зоны (ОЭЗ).

Предполагается, что будет создано пять-семь промышленных зон для создания наукоемких производств и столько же технико-внедренческих. На территориях ОЭЗ будет легче зарегистрировать предприятие, также будут предоставляться таможенные и налоговые льготы (освобождение от налога на имущество и освобождение на три года от налога на прибыль, затем льготная ставка). Появиться подобные образования могут уже в ближайшие 2-3 года. До сих пор возможность появления новых ОЭЗ не вызывала оптимизма у представителей властных структур, так как в памяти еще живы воспоминания о том, когда похожие образования, превратившиеся фактически во внутренние оффшоры, служили прежде всего для ухода от налогообложения. Правда, в новом законе предусмотрены механизмы, которые не должны допустить повторения этого сценария. Так, размер зоны ограничен 10 кв. км для промышленно-производственных ОЭЗ и 1 кв. км для технико-внедренческих. Причем производство должно располагаться на территории зоны.

Что касается налоговых предложений, то они в принципе не претерпели существенных изменений по сравнению с тем, что Минфин декларировал еще до нового года. Как рассказал первый заместитель финансов Сергей Шаталов, большая часть предложений согласована.

Нерешенным остается вопрос, что будет с налогом на недвижимость. Его реформирование, по словам Шаталова, возможно только в 2005-2006 годах. Но и тогда он будет введен не сразу на всей территории России, а постепенно. Сначала будут подведены итоги и проанализирован опыт введения налога на имущество в Твери и Новгороде. Для расчета налоговой базы будет использоваться инвентаризационная стоимость (как сейчас), в дальнейшем, возможно, и налог будет взиматься от рыночной стоимости.

Еще одна проблема, оставшаяся нерешенной,- таможенные пошлины. Спорным остается вопрос: вносить ли их отдельной главой в Налоговый кодекс или использовать другие способы нормативного регулирования? Отметим, что в первом чтении законопроект уже принят Государственной Думой как глава Кодекса, но дальнейшая его судьба остается неясной.

Не решен еще окончательно вопрос, быть или не быть контролю над соответствием доходов и расходов граждан. Возможны три варианта: сохранить нынешнюю систему, полностью отменить контроль и сократить число проверяемых покупок. В частности, вынести из-под контроля приобретение жилья. К чему в конце концов склонятся депутаты и чиновники, пока не ясно.

Ключевые же вопросы, по словам Сергея Шаталова, уже оформлены в окончательном виде для вынесения на заседание Правительства. 5 декабря кабинет министров подтвердил отмену налога с продаж. По прогнозам, в результате бюджет потеряет 70 миллиардов рублей. Компенсировать выпадающие доходы за счет других налогов не предполагается, но регионы получат из бюджета средства, потерянные в результате ликвидации этого налога.

Возможным источником поступлений может стать налог на имущество организаций. В зависимости от того, насколько сократится список льготных категорий, этот налог может дать от 8 до 25 миллиардов дополнительно. Большинство льгот на сегодня используют естественные монополии. Эти решения нужно координировать с их реформой поскольку отмена льгот и увеличение налогового бремени неминуемо скажется на тарифах, отметил Шаталов. Льготы по налогу на имущество могут отменить и для армии, предусмотрев переходный период не менее пяти лет.

Вопрос же с НДС будет решаться в два этапа. Первый блок проблем, связанный с возмещением налога экспортерам, будет обсуждаться в 2004 году, а о снижении ставки до 15-17 процентов можно будет говорить только после 2006 года.

Что касается единого социального налога, предлагается упростить доступ к регрессивной шкале, снизив порог до 70 тысяч рублей. Также в этом году пройдет индексация акцизов на 10-12 процентов. Отметим, что акцизы повышаются ежегодно в связи с ростом инфляции.

В результате этих изменений, по словам Сергея Шаталова, налоговая нагрузка будет снижаться на 1 процент ВВП в год.

Вместе с тем следует отметить, что пока еще ничего не решено. Более ясной ситуация станет после обсуждения на заседании Правительства 6 февраля.

Ирина Колодина

Действующая в РФ налоговая системе не способна поддержать фискальную амнистию ранее вывезенных за рубеж капиталов, считает глава налогового департамента Минэкономразвития.  »
Юридические статьи »
Читайте также