Новая налоговая реформа написана

В четверг Минфин и Минэкономразвития одновременно, но не сообща обнародовали новые концепции налоговой реформы. Задание доработать концепцию экономические министерства получили от Владимира Путина, который даже назначил крайний срок, когда документы должны лечь на его стол, - 1 февраля. Все радикальные меры по снижению налогового бремени экономисты и финансисты оставили на потом. Снижения ставок Единого социального налога и налога на добавленную стоимость можно будет ждать не ранее 2005 года. А в ближайшее время чиновники решили повернуть экономику лицом к человеку, доработав закон о контроле над крупными расходами граждан, и спиной к крупному бизнесу, отменив льготы по налогу на имущество организаций.

Уже в ближайшие дни Минфин решит, что делать с россиянами, чьи крупные покупки никак не соответствуют заявляемым доходам. По словам первого замминистра финансов Сергея Шаталова, есть три возможные схемы развития событий. В первом случае закон будет "несколько модернизирован", во втором - контроль за расходами и доходами граждан не будет вестись вовсе. Третий, наиболее вероятный вариант - сокращение списка объектов контроля и прежде всего - за счет строящихся или покупаемых квартир.

Правда, владельцев квартир - как новых, так и старых - ждет менее приятный "сюрприз" от экономических ведомств. Уже в 2003 году чиновники хотят доработать налог на имущество физических лиц. Теоретически предполагается, что ставка налога будет снижена. Но его придется платить исходя из реальной рыночной стоимости жилья, а не по расчетам бюро технической инвентаризации. В таком случае при ставке налога в 2%, которую предлагает Минфин, владельцу квартиры стоимостью, например, $30 тыс. придется заплатить 600 долларов. В Минэкономразвития предлагают ставку снизить до 0,1%. Пока ни в одном из министерств не знают, какой будет схема расчета рыночной стоимости квартиры. Однако обещают в течение года ее придумать.

Гораздо больше от налоговых новаций потеряет крупный бизнес. В схеме реформы имущественных налогов предусмотрена отмена льгот по налогу на имущество организаций. Эти льготы составляют примерно 57-60% от всех средств, которые теоретически могли быть собраны за счет налога на имущество организаций (его годовой вклад в бюджет оценивается Минфином в 116 млрд руб.). По словам Сергея Шаталова, сейчас имущественными льготами активно пользуются крупнейшие налогоплательщики и, в частности, естественные монополии, уводя из-под налогообложения, к примеру, газовые трубы и линии электропередачи. Минэкономразвития, напротив, настаивает на том, что сохранение этих льгот более эффективно для экономики.

Не предвидится поблажек бизнесу и в части налога на прибыль, основной проблемой которого для крупных предпринимателей стала отмена инвестиционной льготы. Хотя в этом вопросе Минэкономразвития и Минфин пока к общему мнению не пришли. Минэкономразвития предлагает льготу либо вернуть в виде налогового вычета, либо обеспечить упрощенный доступ компаний к инвестиционным кредитам. В Минфине пока с этими предложениями не согласны. По словам министра финансов Алексея Кудрина, снижение ставки налога на прибыль выглядело бы "более симпатично". Сергей Шаталов так объясняет слова начальства: "Кредит - это изъятие средств из бюджета на пять лет". Именно поэтому, по его словам, снижение ставки налога на прибыль было бы "интереснее для бюджета".

Екатерина Выхухолева

МНС поделилось планами и итогами  »
Юридические статьи »
Читайте также