Равный налог уравнял неравное

Минэкономразвития в последнее время прикладывает немало труда, чтобы перестроить существующую систему недропользования. Об основных направлениях этой работы агентству Прайм-ТАСС рассказывает заместитель министра Мухамед Циканов.

- В прогнозируемых доходах консолидированного бюджета на 2004 год учтены разовые платежи за пользование недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов на предоставление права пользования участками недр в размере 27,2 миллиарда рублей, в том числе в доход федерального бюджета - 24,4 миллиарда рублей. Поступление указанных сумм планируется во втором полугодии следующего года. За счет каких продаж будет получена эта сумма?

- Расчет предполагаемых бюджетных доходов от проведения аукционов за пользование недрами в этом году был сделан первый раз. Предполагаемые платежи от проведения аукционов за пользование недрами также впервые включены в доходную часть консолидированного бюджета РФ на 2004 год.При расчете бюджета на 2005 год эта практика будет продолжена, но все будет зависеть от наличия запасов, которые готовы к продаже.

В целом в прогнозируемые доходы бюджета за право пользования недрами включены платежи от аукционов и конкурсов по продаже запасов нефти, газа, угля, и золотой руды.

При расчете бюджетных поступлений мы исходили из предполагаемой стартовой цены аукциона на месторождение, если конечная цена превысит стартовую, то отчисления в бюджетную систему РФ также увеличатся.

Поступления платежей в бюджетную систему за пользование недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов предполагают, в том числе, отчисления от проведения аукциона на освоение Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии и коммерческого конкурса по золоторудному месторождению Сухой лог в Иркутской области.

- Каковы основные предложения Минэкономразвития по концепции новой редакции закона "О недрах", которую предполагается в сентябре рассмотреть на заседании Правительства?

- Основная цель новой редакции закона "О недрах" - сделать недропользование прозрачным и инвестиционно привлекательным. Другой задачей нового закона является стимулирование разведки недр, так как сейчас запасы наращиваются гораздо меньшими темпами, чем их потребление. В новой редакции закона предполагается применить ряд принципов, ранее не применявшихся в сфере недропользования.

Концепция предполагает внедрение эффективных механизмов обеспечения финансовых интересов государства как собственника природных ресурсов, обеспечение равных условий доступа природопользователей к природным ресурсам, а также переход к гражданско-правовым отношениям между государством и инвестором-природопользователем.

Необходимо дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас все недропользователи платят налог по одинаковой ставке независимо от глубины залегания, доступности извлечения и качества добываемых ископаемых.

Законопроект "О недрах" предполагает переходный период для компаний, которые работают согласно действующему Закону "О недрах". Механизм перехода, скорее всего, будет прописан в соответствующих изменениях в Налоговый кодекс.

- Удастся ли внести в Правительство согласованный вариант этой концепции?

- Я боюсь, что к сентябрю мы не согласуем законопроект "О недрах" с Минприроды, и он будет внесен в Правительство с таблицей разногласий. Я думаю, что согласовать его будет чрезвычайно сложно.

- Каковы предложения Минэкономразвития по концепции новой редакции Лесного кодекса?

- Согласно действующему Лесному кодексу лесной комплекс является федеральной собственностью, но при этом большинство решений по использованию лесного фонда принимается органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, участки лесного фонда могут предоставляться на основании решения органа государственной власти субъекта РФ без согласования с федеральными органами исполнительной власти в аренду сроком до 5 лет без каких-либо состязательных процедур. На сегодняшний день до 80 процентов лесопользования осуществляется через этот механизм, при этом порядка 50 процентов лесозаготовительных предприятий убыточны.

По нашим предложениям, лесными ресурсами должно распоряжаться федеральное Правительство и передавать свои полномочия субъекту РФ по соглашению. Кроме того, мы считаем необходимым введение обязательной состязательности в доступе к лесным ресурсам, которая должна осуществляться в форме аукциона.

Существующая на сегодняшний день форма налогообложения лесного комплекса абсолютно непрозрачна. Наши предложения заключаются в том, что исполнительные органы определяют только стартовую цену на аукционе. И если даже будет допущена какая-либо ошибка, аукцион ее откорректирует.

- В чем состоят предложения Минэкономразвития относительно ставки экспортной пошлины на лес?

- Сейчас ставка экспортной пошлины на круглый лес по некоторым видам древесины составляет 6,5 процента, а ставка на продукцию глубокой переработки - 10 процентов. Наши предложения предполагают выравнивание ставки экспортной пошлины на круглый лес и переработанную продукцию до 10 процентов уже в 2003 году. Это предложение уже согласовано с заинтересованными ведомствами и должно вступить в силу осенью этого года.

Кроме того, с 2004 года мы предлагаем перейти с адвалорной ставки экспортной пошлины на круглый лес на специфическую, которая будет измеряться в долларах или в евро за единицу объема лесоматериалов хвойных и мягколиственных пород. Предполагаемый размер специфической ставки составит 5-10 евро/долл. за кубический метр. Одновременно мы планируем уменьшить ставку на продукцию глубокой переработки для стимулирования лесоперерабатывающего производства на территории России.

Повышение ставок транспортного налога в Санкт-Петербурге в 2004г. позволит увеличить поступления в городской бюджет на 447 млн. руб.  »
Юридические статьи »
Читайте также