Налоги: За поддержку автоперевозчиков расплатятся владельцы легковушек

Как и предполагал еще летом «ПЧП», с наступлением осени депутаты городского парламента взялись за пересчет налоговой стоимости лошадиных сил. На своем первом после летних каникул заседании они приняли за основу губернаторские предложения по корректировке закона «О транспортном налоге» . Однако, судя по бурным дискуссиям, в ходе второго и третьего чтений наверняка появятся депутатские поправки, способные изменить не только цифровые показатели, но и заявленные цели нововведений.

Представляя законопроект в Мариинском дворце, вице-губернатор Михаил Осеевский назвал две главные цели — увеличение бюджетных поступлений и стимулирование обновления машинного парка крупных автотранспортных предприятий. Дело в том, что возраст более 75% мощных грузовиков (свыше 250 л. с.) уже перевалил за 5 лет. Это пагубно влияет на экологию города и мешает конкурировать на международном рынке. Предлагается установить для этой категории машин три налоговые градации: для грузовиков «моложе» 3 лет — 25 руб. за л. с., от 3 до 5 лет — 35 руб., для остальных — 65 руб. Зато на легковые автомобили самых ходовых моделей (с мощностью двигателя до 100 л. с. и от 100 до 150 л. с) транспортный налог увеличится на 2 руб. — соответственно до 16 и 33 руб.

Вице-спикер ЗакСа Юрий Гладков по обыкновению заинтересовался правовыми аспектами проблемы. В частности, является ли словосочетание «срок полезного использования» общепринятым юридическим термином. Г-н Осеевский утверждал, что это — «официальная норма», но сослался на некий приказ Министерства по налогам и сборам, т. е. подзаконный акт. Депутат Гладков считает 3 года «неадекватной и неоптимальной градацией», поскольку гарантийный срок многих автомашин 10—12 лет. По его мнению, более логична иная налогово-возрастная дифференциация — до 5 лет, от 5 до 7 и свыше 7 лет. Вице-спикер серьезно усомнился и в таком посыле инициаторов законопроекта, как «устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения».

Депутат Сергей Гуляев обратил внимание, что уже восемь петербургских ставок транспортного налога — предельные. В целом ряде случаев они выше даже чем в Москве, не говоря уже о Ленинградской области. «Я полагаю, что это картельный сговор», — заявил парламентарий. При этом на самые популярные отечественные модели («Жигули», «Волга», «Запорожец» и др.) налог поднимается примерно на 14%, что почти в 2 раза больше официально запланированной инфляции.

Вадим Войтановский предположил, что в результате такой налоговой политики бедным придется продавать свои автомобили, поскольку «покупку Volvo стимулировать невозможно. Поэтому он предложил провести налоговое разграничение между «советскими автомобилями и иномарками». Владимир Еременко отметил еще один парадокс: с повышением мощности двигателя налоговая нагрузка на легковушки растет неизмеримо быстрее, нежели на грузовики (депутат Гуляев считает явно обделенными в этом смысле и мотоциклы). Хотя экологических издержек гораздо больше от тяжелых фур.

Отвечая на депутатские замечания, г-н Осеевский несказанно огорчил г-на Войтановского тем, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности градации в зависимости от места изготовления автомашин и финансового состояния их владельцев. Полемизируя не то с Гуляевым, не то с Ильфом и Петровым, вице-губернатор заметил, что «любой грузовой автомобиль выглядит шикарно, но это все-таки средство производства». К тому же, если для крупнотоннажных грузовиков налоговая ставка в 65 руб. за л. с. максимальная (увеличивать ее не позволяет 28-я глава Налогового кодекса), то для легковых машин предстоящее повышение явно не последнее…

«Талантливые люди работают у нас в правительстве, особенно в финансовом блоке — саркастически заметил глава депутатской комиссии по городскому хозяйству Михаил Амосов. — Каждый год мастерство их растет…». Он имел в виду то, что в прошлом году запредельно подняли налог на грузовики, а ныне собираются «порадовать» и основную массу автолюбителей. Правда, не оскудевает талантами и сам ЗакС. Ведь прошлогодняя идея «обложить по максимуму» тяжелые грузовики родилась в головах парламентариев… Теперь же, по словам г-на Осеевского, городские власти намереваются поддержать питерских автоперевозчиков в их борьбе с областными конкурентами, которым каждая л. с. пока обходится всего в 35 руб.

При таком подходе львиная доля общей налоговой нагрузки в 1,7 млрд. руб. ляжет на владельцев без малого миллиона легковушек. Как уверяет вице-губернатор Осеевский, для хозяев «Жигулей» 9-й модели транспортный налог увеличится всего на 150 руб. Однако депутат Сергей Андреев, оттолкнувшись от заверения оппонента, что структура этих платежей не изменится, разделил 1,7 млрд. на миллион и получил в остатке 1700 руб. (т. е. увеличение налога на те же 150 руб., только в месяц). Неясно и куда пойдут «вырученные средства». Как напомнил вице-губернатор, бюджетное законодательство запрещает напрямую «связывать» доходные и расходные статьи. Сам г-н Осеевский склонен полагать, что на дополнительные поступления следует «более активно ремонтировать дороги».

Михаил Кореневский

Налоговыми ставками - по игровым автоматам  »
Юридические статьи »
Читайте также