УФАС уходит с нулевой отметки Антимонопольщики хотят штрафовать заказчиков рекламы бесплатных кредитов

Как стало известно Ъ, Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Санкт-Петербургу и Ленобласти с нового года планирует развернуть масштабную кампанию против банков и торговых компаний, продвигающих на рынке "бесплатные" и "дешевые" потребительские кредиты. За их рекламу антимонопольщики обещают штрафовать участников рынка на крупные суммы и публично называть имена нарушителей. Банкиры и торговцы, опрошенные Ъ, с иронией встретили угрозы чиновников УФАСа.

На прошлой неделе УФАС разместило на своем сайте открытое письмо к горожанам, в котором призвало вчитываться в тексты кредитных договоров и не заключать их поспешно, если в рекламе содержатся упоминания о "бесплатном" или "нулевом" кредите. Однако призыв этот не получил широкого общественного резонанса. Между тем, как заявили вчера Ъ в УФАСе, это открытое письмо является последним предупреждением участникам рынка потребкредитования. "В нынешнем году мы направили всего три предупредительных письма и выписали лишь два предписания об исправлении нарушений в области рекламы потребкредитов . Однако вал нарушений в этой сфере заставил нас пересмотреть подход к рекламе кредитов, и уже в начале будущего года мы начнем штрафовать компании, вводящие в заблуждение потребителей, -- заявила Ъ начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе УФАСа по Петербургу и Ленобласти Наталья Плошкина. -- При указании хотя бы одной составляющей стоимости кредита в рекламев ней должны быть приведены и все другие составляющие. И если раньше можно было рекламировать одну лишь нулевую процентную ставку, то теперь все банки обязаны рекламировать и комиссионные платежи, влияющие на стоимость кредита. А торговые компании вообще не имеют права рекламировать кредиты, поскольку не являются кредитными организациями".

К началу будущего года штрафы за недобросовестную рекламу должны вырасти с нынешних 500 МРОТ до 5000. Помимо штрафов УФАС грозит озвучивать имена торговых компаний и банков, вводящих потребителя в заблуждение, а также планирует обязать их размещать за свой счет контррекламу, в которой информация о кредитах будет сообщаться во всех подробностях.

Участники рынка, опрошенные вчера Ъ, отнеслись к последнему предупреждению антимонопольщиков спокойно. "Очень хорошо, что УФАС обратило наконец внимание на рекламу экспресс-кредитов. Однако справедливости ради нельзя не сказать, что это было сделано с опозданием на два года, -- заявил Ъ начальник отдела рекламы сети магазинов "Альтернатива Синицы" Алексей Артамонов. -- Многие покупатели уже прекрасно разбираются в тонкостях кредитов и поэтому доля «нулевых» кредитов в общем объеме кредитов уже невелика. Все понимают, что такие маркетинговые предложения используются для привлечения клиентов и распространяются на ограниченный круг товаров".

"Никто никого не обманывает, -- отвергает обвинения в адрес банкиров Владимир Судиян, начальник отдела потребительского кредитования петербургского филиала Москомприватбанка. -- Все условия любого кредита подробно объясняются заемщику. И он четко понимает, почему при ставке кредита, скажем, в 22 процента годовых покупка в итоге обходится ему без удорожания. Что же касается рекламы, то она уже давно приведена в соответствие с требованиями законодательства всеми лидерами рынка. Нарушения могут быть лишь у новых игроков, решивших привлечь к себе внимание яркими лозунгами".

По словам участников рынка, словосочетание "бесплатный кредит" давно ушло в прошлое: банки еще с середины года стали называть такие кредиты "экономными". Стоит отметить, что, несмотря на высокую конкуренцию на рынке, ни один из банков не дает клиенту возможности ознакомиться с кредитным договором в спокойной обстановке -- дома или на работе. "У клиента совсем немного времени, чтобы ознакомиться с договором перед подписанием, решение ему придется принимать быстро", -- честно признался один из опрошенных Ъ финансистов.

Тем временем, по информации Ъ, в ФАС РФ сейчас активно прорабатывается вопрос о публикации черного списка банков и торговых компаний, обманывающих заемщиков.

Иван Макаров

Почему секс-шоп нервирует ГИБДД и чиновников  »
Юридические статьи »
Читайте также