В России ликвидирована система налогового контроля за расходами физических лиц.

Согласно Федеральному закону «О признании утратившими силу положений законодательных актов РФ в части налогового контроля за расходами физических лиц» из Налогового кодекса РФ исключаются статьи 86.1, 86.2 и 86.3. Это снимет с регистраторов ценных бумаг и нотариусов обязанность отчитываться перед налоговиками за каждую проведенную сделку.

До настоящего времени обязательному контролю, введенному с 2000 года, подлежат все сделки с недвижимостью, автомобилями, культурными ценностями, акциями и государственными ценными бумагами, а также золотом в слитках. Но даже в случае отмены контроля налоговые органы будут получать информацию обо всех операциях с недвижимым имуществом и автомобилями.

С инициативой внесения изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отмены статей 86.1, 86.2 и 86.3 выступило Министерство финансов России. Основная причина – низкая эффективность данной процедуры. Заместитель министра финансов России Михаил Моторин признает, что «в настоящее время механизм государственного налогового контроля за расходами физических лиц фактически не работает. Это обусловлено рядом причин. При регистрации подобных сделок используется, как правило, инвентаризационная стоимость имущества, которая не отражает реальную стоимость и в большинстве случаев занижена. Эта же стоимость, как правило, указывается в договоре купли-продажи жилья. Таким образом, информация, получаемая налоговыми органами, не позволяет им собрать сведения о реальных затратах физического лица на приобретение недвижимого имущества, что свидетельствует о неэффективности подобного механизма контроля за расходами физических лиц. В то же время проведение этих контрольных мероприятий приводит к дополнительным затратам бюджета».

Пример, приведенный Михаилом Моториным, касается вторичного рынка купли-продажи жилья. На первичном рынке наиболее часто квартиры продаются посредством заключения договоров долевого строительства, которые вообще оказались вне сферы налогового контроля за расходами. «В случае если физическое лицо принимает долевое участие в строительстве жилого дома и по его окончании квартира передается в частную собственность без оформления договора купли-продажи, то законодательством не предусмотрено сообщение в налоговый орган о совершении такой сделки», — разъясняет заместитель руководителя Управления Министерства России по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Владимир Красавин.

Наибольшая нагрузка при реализации процедуры контроля за расходами ложилась на регистрирующие органы. Реестродержатели, нотариусы, ГИБДД и ГБР, а также банки, продающие золото в слитках, должны были сообщать в налоговый орган о каждой сделке с соответствующим имуществом независимо от ее суммы. Уклонение грозило штрафом в 50 рублей за каждое недоставленное сообщение. Если расходы на формирование уведомлений ложились на регистраторов, то деятельность налоговых органов по обработке уведомлений оплачивал федеральный бюджет. За 2000 год в результате кропотливой работы над 2,5 млн сообщений в бюджет было доначислено всего 3 млн рублей.

Министерство финансов России почти полгода предлагало полностью упразднить налоговый контроль за расходами физического лица по всем сделкам. «Реализация указанной меры будет способствовать экономии государственных средств на осуществление этого контроля. Кроме того, в 2002 году был принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», в рамках которого предусмотрен механизм обязательного контроля за операциями с денежными средствами и имуществом как юридических, так и физических лиц. В условиях действия этого закона отмена налогового контроля не снижает эффективности государственного контроля за расходами физических лиц, но устраняет ненужное дублирование функций государственных органов», — заключает Михаил Моторин.

Ранее Минфин и МНС выступали за ужесточение контроля за расходами. Более того, предлагалось вменять недоказанные расходы граждан в их доходы и в бесспорном порядке начислять налоги. В этом случае гражданин должен был доказывать свою невиновность в суде. Но такая инициатива не была принята, хотя еще в 1994 году Президент России предоставил налоговым органам право «в случаях отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам». На практике этот пункт фактически не применялся и в 1999 году был отменен.

Но контроль за рынком недвижимости и автомобилей останется – он предусмотрен статьей 85 Налогового кодекса РФ, вопрос об отмене которой никто не ставит. Она также предусматривает обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества и автомобилей, сообщать в налоговые органы о каждой сделке. Поэтому фактически из поля зрения налоговиков исчезнет только покупка акций и других ценных бумаг, антиквариата и золотых слитков.

В.Путин подписал закон, отменяющий налоговый контроль за крупными расходами физлиц.  »
Юридические статьи »
Читайте также