Налоговики посчитают украденные паспорта

Похоже, разговоры о снижении налогового давления на бизнес скоро станут вызывать еще меньше доверия. Пока Правительство обсуждает, стоит ли снижать налоги и когда это делать, ведомства, ответственные за наполнение казны, потихоньку принимают решения, которые могут значительно ухудшить положение предпринимателей.

Особенно преуспела в этом Федеральная служба налоговой полиции. Только на прошлой неделе они успели выпустить инструкцию "Об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений". Этот документ направлен на профилактику налоговых преступлений и дает шанс поближе познакомиться с налоговыми полицейскими даже тем предприятиям и гражданам, которые всегда свято чтили Налоговый кодекс. Но больше всего потрясает воображение приказ, согласно которому налогоплательщику могут предложить пройти проверку на детекторе лжи.

На фоне этого придумки налоговиков выглядят весьма безобидно.

Министерство по налогам и сборам изобрело еще один способ борьбы с фирмами-однодневками: налоговики совместно с органами внутренних дел создают базу недействительных паспортов. Недавно МНС завершило создание единого реестра юридических лиц, что позволило отсеять более миллиона организаций, существующих только на бумаге. Правда, по словам предпринимателей в результате этой акции пострадали и нормальные, реально действующие компании, которые в силу различных причин не смогли вовремя оформить новое регистрационное свидетельство. Теперь у налоговиков появилась новая идея - создать единую базу украденных или утерянных паспортов. Эти документы часто используются при регистрации фирм-однодневок, создающихся специально для ухода от налогов, отмывания денег и других противозаконных операций. Подобные реестры сейчас тоже существуют, но они крайне разрозненны, и пользоваться ими сложно.

Что принесет гражданам это новое начинание, пока неясно. МНС предлагает сделать эту базу доступной всем через Интернет. Это позволит не только налоговикам, но и любым заинтересованным лицам проверить правильность регистрации фирмы и убедиться, допустим, в законопослушности делового партнера. Представители органов внутренних дел считают, что это излишне: человек, потерявший паспорт, вряд ли обрадуется, если данные его прежнего паспорта окажутся в Интернете. В любом случае, будет ли этот реестр общедоступным или им смогут пользоваться только заинтересованные ведомства, работа по созданию базы недействительных паспортов будет завершена уже в этом году.

Кроме этого налоговики разрабатывают и другие планы информатизации своей работы. В конце 2001 года Правительство приняло Федеральную целевую программу "Развитие налоговых органов", рассчитанную на три года, стоимостью 17 миллиардов рублей. Ее цель - повысить качество налогового администрирования путем широкого внедрения информационных технологий. Отметим, что задача повысить качество администрирования была поставлена перед МНС премьер-министром Михаилом Касьяновым. Связано это в первую очередь с тем, что в прошлом году задание по сбору налогов в бюджет выполнено не было, что поставило под угрозу судьбу налоговой реформы и снижение налогового бремени.

Массив информации, поступающей в налоговые органы, давно превысил объем, который можно обработать на бумаге. По словам министра по налогам и сборам Геннадия Букаева, сегодня 20-30 процентов сотрудников налоговых органов занимается тем, что набивает информацию в компьютер. Необходимо, считает министр, чтобы информация от налогоплательщика приходила в электронном виде с электронно-цифровой подписью, а дальше автоматически распределялась по базам и участие инспектора требовалось только в случае несовпадения в данных, полученных из различных источников.

Пока, однако, до этого далеко. Многие инспекции до сих пор оснащены 286 или 386 компьютерами. Чтобы наладить работу, необходимо закупить 30 тысяч машин. По словам налоговиков, это не так уж и много, учитывая что в системе работают 160 тысяч сотрудников. Да и для казны это выгодно: 1 рубль, вложенный в информатизацию налоговых органов, дает 10 рублей поступлений в бюджет, сообщил руководитель Департамента информационных технологий МНС Александр Иконников.

В ближайших планах налогового ведомства - завершение работы по созданию информационного портала. Как сообщил Иконников, создание автоматизированной системы "Портал МНС" обеспечит единый персонифицированный доступ к информационным ресурсам министерства уже к 2004 году. Это означает, что у всех налоговых инспекторов в любом регионе России будет возможность в считанные минуты получить доступ к федеральным и региональным базам данным и выяснить всю необходимую информацию о налогоплательщике.

Уже сейчас сформирован единый государственный реестр налогоплательщиков, который является основой автоматизированной информационной системы "Налог". Проведена идентификация налогоплательщиков, юридических и физических лиц, и начата работа по подключению сотрудников инспекций к федеральной базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков.

По словам Иконникова, в настоящее время основная задача состоит в оснащении налоговых органов средствами защиты информации. Во всех региональных управлениях и большей части территориальных налоговых органов устанавливаются криптомаршрутизаторы: устройства, которые позволяют работать в режиме он-лайн, причем вопросы и ответы будут находиться в зашифрованном виде. Эта система позволяет обеспечить высокую степень надежности. По оценке ФАПСИ, современный мощный компьютер сможет расшифровать налоговую информацию, перехваченную по каналам связи, через 120 лет при условии, что будет работать круглосуточно.

Так что налогоплательщики могут быть уверены в сохранности своей информации. "На Митинском рынке вы наших баз данных не увидите!", - успокоил налогоплательщиков Александр Иконников.

Ирина Михайлова

Адрес останется в уставе учредительных документов  »
Юридические статьи »
Читайте также