Правительство России указало на необходимость скорейшего приведения ведомственных инструкций в соответствие с нормами Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

По мнению заместителя министра экономического развития и торговли России Александра Маслова одной из основных проблем снижения эффективности применения вступившего в силу в августе 2001 года Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» является несоблюдение его нормы о приведении в соответствие ведомственных нормативных правовых актов. «Учитывая то, что деятельность должностных лиц, непосредственно осуществляющих мероприятия по контролю, была традиционно ориентирована на ведомственные инструкции, расшифровывающие вопросы применения нового законодательства, потребовалось определенное время на внедрение Закона в практику контрольно-надзорной деятельности, особенно на местах. Однако перестройка ведомственной нормативной базы, регламентирующей проведение мероприятий по контролю, затянулась, что явилось одной из причин допускаемых нарушений и снижения эффекта от применения Закона. Отдельными контрольно-надзорными органами правила проведения проверок были приняты только спустя полгода-год после вступления Закона в силу, некоторые продолжают работать по нормативным актам, принятым в начале 1990-х годов».

Александр Маслов считает, что необходимо закончить процесс изменения ведомственных инструкций в связи с положениями Закона. Одновременно требуется ревизия вновь введенных инструкций по проведению мероприятий на предмет соответствия положениям Закона.

Минэкономразвития констатирует, что имеют место многочисленные нарушения положений Закона, регулирующих проведение мероприятий по контролю и оформлению его результатов, со стороны должностных лиц контрольно-надзорных органов. В частности, проверка выполнения требований, не относящихся к компетенции органа госконтроля, осуществляющего проверку; проведение плановых мероприятий по контролю чаще, чем один раз в два года; непредставление контролером необходимой информации, относящейся к предмету проверки; отсутствие распоряжения о проведении мероприятия по контролю; изъятие оригиналов документов, относящихся к предмету проверки; изъятие образцов (проб) продукции для проведения их исследований без оформления акта об отборе в установленной форме; требование образцов (пробы) продукции для проведения их исследований в количестве, превышающем установленные нормативы.

В качестве одной из причин нарушения установленной Законом периодичности плановых проверок регионами Александр Маслов указывает специфику отдельных видов контроля: «Отдельными нормативными актами (СНиПами, ГОСТами) устанавливается более частая периодичность проверок, что обусловлено спецификой объекта контроля (например, государственный архитектурно-строительный надзор при строительстве новых зданий и сооружений). Предложения регионов – подходить к регламентированию частоты плановых мероприятий по контролю индивидуально в отношении каждого конкретного вида контроля. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос индивидуализации периодичности проведения проверок в зависимости от вида контроля».

Проведенный Минэкономразвития анализ арбитражной практики применения Закона показывает, что в судебное разбирательство выливается незначительное число конфликтов. Предприниматели, будучи в состоянии «заведомой виновности», обусловленной наличием сложных, избыточных и нередко противоречащих требований к ведению их деятельности, не оспаривают решения контрольно-надзорных органов, поскольку это легко может поставить их бизнес под угрозу существования. Основная часть постановлений суда выносится в пользу контрольно-надзорных органов (даже при явной доказанности факта оформления необходимых бумаг (документов) проверяющими не в соответствии с требованиями Закона).

Рассмотрев представленные сведения, Правительство России 15 мая поручило Минэкономразвития России в двухнедельный срок представить проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Нежный возраст и сделки  »
Юридические статьи »
Читайте также