Не все пени одинаково законны

Из-за временной нехватки финансовых ресурсов мы в ряде периодов уплачивали налог на пользователей автодорог с задержкой против сроков, указанных в Инструкции ГНС №59. Теперь налоговая требует уплатить пени за просрочку уплаты налога. Справедливо ли это, учитывая, что мы уже погасили всю задолженность по самому налогу?

Исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога не избавляет его от ответственности за несвоевременную уплату налога.

Поэтому в общем случае, если налог уплачен несвоевременно, налоговые органы вправе взыскать с налогоплательщика пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Однако в отношении именно налога на пользователей автомобильных дорог налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени взыскиваются за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов и сборов.

Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не содержит указания на срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

До 31.12.2000 срок уплаты данного налога был установлен пунктом 10 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 №2335-1 "Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации". Однако действие этого Постановления было приостановлено на период 2001 г. Федеральным законом №150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 г." и на период 2002 г. Федеральным законом №195-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 г.".

Ссылки ряда налоговых органов на то, что срок уплаты налога указан Законом Санкт-Петербурга от 30.12.1999 №252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" и Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 04.04.2000 №59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", не состоятельны.

Налог на пользователей автодорог относится к федеральным налогам. В соответствии с Законом Российской Федерации №1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.05.1997 №82-ФЗ были внесены изменения в указанную статью, устанавливающие, что такой порядок должен определяться федеральным законом, к которому ни Закон Санкт-Петербурга, ни инструкция Госналогслужбы РФ по своей юридической силе не относятся.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты органов исполнительной власти, изданные по вопросам налогообложения и сборов, не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах. Таким образом, налоговые органы не вправе своими актами самостоятельно устанавливать существенные элементы налогообложения.

Следовательно, указанные пункты Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации №59 не подлежат применению.

Так как федеральным законом срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный и территориальный дорожные фонды в 2001 и 2002 годах не был установлен, налоговая инспекция не имеет правовых оснований для начисления пени за несвоевременную уплату указанного налога в 2001-2002 годах.

Юрий Самохин, руководитель налогового отдела АКГ "Прайм Эдвайс"

Налоговая инспекция не смогла взыскать с ФПГ «Росстро» налога из-за занижения арендной платы на сдаваемые нежилые помещения.  »
Юридические статьи »
Читайте также