Ночной дозор не по-детски ЗакС приказал детям до 16 лет "выйти из мрака" ночных увеселений

На прошлой неделе в Законодательном собрании СПб и Московской городской думе одновременно рассмотрены в первом чтении законопроекты, запрещающие "нахождение" подростков в возрасте до 16 лет в "общественных местах" в ночное время "без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)".

Таким образом, линия на полицейско-запретительное оздоровление россиян, начатая на федеральном уровне (отмена пивной рекламы, ограничение курения и распития слабоалкогольных напитков), успешно продолжилась на местах. Если "дозорно-ночные" законопроекты будут приняты, то в следующем году с 22 часов в Москве и с 23 часов в Северной столице все тинейджеры будут объявлены вне закона на территории любых развлекательных заведений, включая кафе, рестораны, театры и кинотеатры. За пойманных на месте правонарушения (т.е. развлечения) подростков будут штрафоваться хозяева этих заведений, не успевшие до "комендантского часа" вышвырнуть на улицу разгулявшуюся молодежь. По благой мысли петербургских депутатов, ограниченные таким образом в своих беспутных действиях подростки должны будут утратить всякий стимул покидать родной дом в поздний час и с удвоенным рвением засядут за учебники, а в 22.00, прослушав мамину колыбельную, лягут на бочок и будут лихо ждать, когда к ним во сне явится с напутственным словом добрый автор этого мудрого законопроекта - депутат ЗакСа Виктор Евтухов.

"То ли еще будет..."

"Я обращаюсь к СМИ: перестаньте-ка вы ерничать, друзья, на эту тему! Уже начались разговорчики о том, "а кто будет следить?", "а что, милиция везде на входе будет стоять?", "теперь ходить только с мамочкой за ручку"... Я думаю, что это говорят те, у кого нет собственных несовершеннолетних детей в этом возрасте!" - горячо ратует за принятие закона коллега Евтухова по ЗакСу депутат Сергей Андреев. А вот начальник ГУВД СПб и Ленинградской области Михаил Ваничкин, на чье ведомство городские законодатели решили возложить репрессивно-педагогическую функцию, признает, что "внутренне" является "противником каких-либо ограничений такого уровня": "Я сам отец и считаю, что если детям не уделяется внимание в семье, то никакие законы тут не помогут. А если родители детьми занимаются, то такие законы просто ни к чему".

Главных же субъектов воспитательной политики - родителей - рассматриваемый законопроект вообще не затрагивает, так как их ответственность уже зафиксирована в Кодексе об административных нарушениях РФ. Правда, петербургские депутаты-активисты хотят поправить и федеральный закон, для чего уже обратились с инициативой в Госдуму. Так что, возможно, вскоре финансовую ответственность владельцев увеселительных заведений "за детей" разделят и родители.

Но это еще не все. "На наш взгляд, нахождение несовершеннолетних подростков в ночное время в любых местах, и не только увеселительных, а вообще, в принципе, даже на территории города является недопустимым, - категорично заявляет Виктор Евтухов. - Мы сейчас над этим думаем, но не знаем пока, как этот контроль осуществлять".

"Мы не должны останавливаться только на этом законе, - вторит ему соавтор-законодатель Олег Нилов. - Этот шаг должен продолжиться более жестким контролем..."

Педагогика "обезьянника"

Впрочем, вопрос "жесткого контроля" за исполнением нового "жестко-контрольного" молодежного законопроекта (а также всех последующих) с самого начала вызывает серьезные сомнения.

Осуществление проверки "общественных мест" на предмет "нахождения" в них в неположенное время малолетних "оболтусов", а также взимание штрафов с излишне гостеприимных предпринимателей возлагается, во-первых, на милицию и, во-вторых, на органы опеки и попечительства. Последние, как известно, находятся в ведении полумифических органов власти - муниципальных советов, полномочия и финансовые ресурсы которых столь ничтожны, что даже никому, по сути, и не ведомы. И очень трудно предположить, что абсолютно бутафорские, административно "нулевые" органы МСУ смогут наладить реальный контроль за данной сферой. Таким образом, "крайними", как и в большинстве подобных случаев, окажутся милиционеры. Учитывая же, что появление новых обязанностей не будет сопровождаться ни выделением дополнительных средств, ни созданием специальных подразделений "ювенальной полиции", нетрудно понять, чем в реальности закончится подключение наших патрульно-постовых слуг народа к благородному делу административного вразумления молодежи: перманентными облавами и вымогательством денег - с предпринимателей, подростков и их родителей. Иногда кого-то будут пихать в воронок и отвозить в "обезьянник". Кому-нибудь в итоге что-нибудь отобьют или сломают. И вот тогда-то озорные подростки, наконец, успокоятся и зафиксируются по месту жительства - по крайней мере, до тех пор, пока врачи не снимут гипс.

Для того чтобы организовать эффективную работу местных органов опеки и попечительства по европейскому образцу, "нам в Петербурге надо решиться на реформирование местного самоуправления, дать, наконец, муниципалитетам большую часть тех прав, которые прописаны для них в федеральном законе", - считает председатель комиссии ЗакСа по законодательству Игорь Михайлов. "Но этот политический вопрос, наверное, можно решить только после устранения экономических проблем", - подумав, добавляет он, тем самым уклоняясь от неизбежного встречного вопроса: "Когда же ЗакС, наконец, сподобится даровать любимому городу нормальную систему МСУ?"

Хотя ответ очевиден: когда из Смольного прикажут! А поскольку Валентине Матвиенко нынешняя систему МСУ очень даже нравится, то, стало быть, никаких по-настоящему полезных законопроектов в этой сфере от наших милых законодателей мы не дождемся. Зато получим, судя по всему, с 1 января 2005 года закон "Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)".

Виктор Евтухов, депутат ЗакСа

- Если ребенок идет в ночной клуб, это не значит, что он идет туда пить. Если в клуб его не пустят, он не пойдет пить на улицу. Он вернется домой - я уверен в этом! А что касается тех, кто хочет просто выйти в подворотню, то такие дети не ходят в ночные клубы. Они сразу же идут в подворотню! Но есть специальные службы, которые с ними работают, и достаточно эффективно, если учесть условия, в которых они работают. А органы местного самоуправления вообще ничего не делают! Может, потому что там просто работают безответственные люди. Сейчас органы попечительства переданы муниципальным советам - совершенная глупость, надо забрать обратно в милицию, наверное... Органы местного самоуправления должны контролировать сами граждане. А граждане не умеют, их туда никто не пускает. Потому что местное самоуправление - это бред, тем более на территории России! Не должно быть вообще местного самоуправления!

А что касается нашего нового закона, то подобная практика уже действует в таких благополучных странах, как Швеция и Нидерланды.

Стефан Эрикссон, консул по культуре консульства Швеции в СПб

- Вообще-то у нас такого в национальном законодательстве нет. Я не знаю, откуда у петербургских депутатов данная информация. У нас, конечно, тоже существуют проблемы с молодежью, в том числе по этому вопросу. Однажды на законодательном уровне действительно была такая дискуссия, но она ничем не кончилась, потому что даже на уровне коммун, муниципалитетов власть не вправе ограничивать какие-то группы граждан в свободном передвижении. Существуют специальные программы и кампании по предотвращению беспорядков ("Родители на улицах" и др.). Официальные же запреты в этой сфере нарушали бы права молодежи и были бы юридически некорректны, а потому невозможны.

Андрей Черных, депутат ЗакСа

- В Европе органы местного самоуправления существуют уже сотни лет. Поэтому там и вопросы молодежной политики действительно регулируются и успешно решаются, а у нас это все превращается в бюрократический фарс...

Марина Нечаева, заведующая кризисным отделением Центра восстановительного лечения "Детская психиатрия"

- Мы можем декларировать все что угодно, но никакого эффекта от этого не дождемся. Кто будет этим заниматься, кто будет ответственен? При сложившейся сегодня системе - никто. Что предложат детям в качестве альтернативы ночных учреждений? В условиях недоступности дорогих спортивных секций и прочих досуговых развлечений - ничего. Прежде чем тупо что-то запрещать, необходимо выработать четкие приоритеты. Что сегодня приоритетно в Петербурге: продавать гостиницы, строить в Михайловском саду жилые дома... Приоритета правильно воспитывать молодежь нет. А если приоритет и заявлен, то не выполняется. Так же, как не выполняется и европейская Конвенция прав ребенка, которую формально мы вроде бы приняли. В той же Швеции молодежная политика реально является приоритетной, поэтому и все проблемы решаются строго, но без всяких репрессивных мер. Там молодежная политика четко организована на всех ступенях власти.

Поэтому новый принятый в Петербурге закон, во-первых, сильно запоздал (уже выросло поколение детей с иными стереотипами), а во-вторых, не является главным и определяющим. Начинать нужно не с этого.

Екатерина Семыкина

Питерский шёпот говорят, что за детей ответят предприниматели  »
Юридические статьи »
Читайте также