Конец эпохи

Пережив советскую эпоху, полную запретов, мы категорически не хотели в чем-то ограничивать себя, а тем более - своих детей. Мы чурались ханжества - само слово "неприлично" казалось нам неприличным. Государство, ограничивая уличное потребление пива, решилось его произнести

Госдума России приняла в третьем, окончательном чтении Закон "Об ограничении розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Закон запрещает розничную продажу пива в детских, медицинских, образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориям. Еще важнее, что с 1 апреля 2005 года, согласно закону, вводится запрет на употребление пива на улицах, стадионах, в парках и прочих общественных местах, за исключением заведений общественного питания и магазинов.

Любопытно, что запрет на распитие в общественных местах слабоалкогольных коктейлей не установлен, хотя в Госдуме довольно долго шла оживленная дискуссия по этому поводу. Впрочем, производителям коктейлей не стоит расслабляться: начав бороться со слабым алкоголем, федеральные депутаты дали соответствующий сигнал регионам. В частности, в Петербурге появился законопроект, предусматривающий административную ответственность за распитие на улицах и в общественных местах любых слабоалкогольных напитков, включая коктейли. Проект рассматривался в Законодательном собрании города на депутатских слушаниях, но пока не вынесен даже на первое чтение. Тем не менее теоретически его могут принять уже в этом году.

Итак, мы прощаемся с длившейся около десяти лет эпохой безудержного распространения слабого алкоголя. Запрещая уличное потребление, составляющее около 30% российского рынка пива, государство, можно сказать, ударило производителей в самое сердце. Хотя многие граждане продолжат пить на улицах (трудно представить, что милиция будет останавливать каждого человека с бутылкой), объемы продаж пивных заводов точно сократятся. Да и в целом их бизнес не сможет развиваться так быстро, как развивался до сих пор.

По оценкам "Балтики", в будущем году в результате действия этого закона и ужесточения рекламного законодательства российская пивоваренная отрасль потеряет около 2 млрд долларов. На петербургском рынке пива, как считает директор по маркетингу "Вены" Дмитрий Ширшов, падение объемов продаж в 2005 году может составить 15%. Причем в основном пострадают премиальные сорта, потому что "в уличном потреблении большую роль играет статусность", - поясняет представитель "Вены". Что касается алкогольных коктейлей, то на этом рынке уличное потребление, по примерным оценкам, превышает 80%, поэтому последствия введения запрета, если петербургские депутаты действительно на него решатся, очевидны. В общем, прибыли производителей будут падать.

Соответственно, сократятся и налоговые отчисления в бюджеты. А если налоговые отчисления падают, то, значит, ничего нельзя запрещать? Есть такое мнение, но с ним трудно согласиться. Большой бюджет не может быть самоцелью. Целью является благополучие населения и развитие страны. Ситуация, когда четырнадцатилетняя девочка среди бела дня идет по улице с банкой коктейля или бутылкой пива, как с национальным флагом (а таких девочек - легион), не может быть признана благополучной. Страна, в которой люди приучаются к алкоголю с пеленок, не может быстро развиваться. Поэтому есть такие виды бизнеса, чрезмерное развитие которых должно быть остановлено государством - хотя бы для того, чтобы перераспределить инвестиции в другие отрасли экономики.

Впрочем, у пивных компаний есть коронный аргумент, суть которого сводится к следующему: русский человек и так алкоголик с пеленок, поэтому весь вопрос в том, что он будет пить - пиво или водку. Чем больше гражданин России выпьет пива (или коктейля), тем меньше поглотит водки, и наоборот. Соответственно, пивной бизнес не вредит здоровью нации, но даже отчасти укрепляет его. Но цифры не подтверждают обозначенную закономерность: в последние годы, при быстром росте продаж пива и коктейлей, продажи водки как минимум не снижались (в некоторые годы увеличивались). Это значит, что любители водки оставались при своем - то есть продолжали ее пить. А число любителей пива возрастало. Есть большое подозрение, что пивные компании сознательно вербовали новых потребителей из рядов молодежи, в том числе благодаря развитию уличной пивной культуры.

Надо признать, что этот бизнес мог серьезно увеличить продажи, ориентируясь только на новое поколение. Если потребитель водки от нее не отказался (то же можно сказать о потребителе вина, коньяка или виски), значит, надо "окучивать" тех, кто по малолетству еще вообще ничего не пьет. И уличная пивная культура сыграла в этом окучивании важнейшую роль, потому что помогла снять табу на публичное распитие спиртных напитков. Одно дело пробовать алкоголь тайком - это старшеклассники делали во все времена, и другое дело - выпивать банку за банкой на глазах у взрослых. В такой ситуации ориентиры сбиваются не только у детей, но и у тех, кто с ними работает. "Определите свое отношение к пиву, - сказали мне на родительском собрании, когда я отправляла ребенка в детский оздоровительный лагерь, - потому что в нашем буфете оно продается". Давно не заходила в детские сады - очевидно, там тоже надо определять отношение к пиву.

Пивные компании говорят, что они не создавали уличную пивную культуру, и это утверждение отчасти справедливо. Бизнес дал публичному потреблению небольшой толчок роликами "Кто пойдет за Клинским?", пивными фестивалями, спонсорством уличных мероприятий. Дальше мы все сделали сами. Пережив советскую эпоху, полную запретов, мы категорически не хотели в чем-то ограничивать себя, а тем более своих детей. Мы чурались ханжества - само слово "неприлично" казалось нам неприличным. Государство, ограничивая реализацию пива, решилось его произнести. Неприлично заниматься любовью в кинотеатре. Неприлично курить в автобусе. Неприлично выпивать на улице. Для всего этого есть специально отведенные места. В частности, существуют пабы, и производителям пива стоит развивать барную культуру потребления. Кстати, сейчас они действительно займутся этим гораздо активнее, чем в прошлые годы.

Елена Кром

Джин-тоник вместо пива  »
Юридические статьи »
Читайте также