Опять прижали

Весьма неприятное известие получила Северная столица на минувшей неделе.

К нам приехал ревизор? Нет. Хуже. Городские власти, вспомнив о постановлении правительства РФ N759 от 19 декабря 2003 года, решили в конце концов начать борьбу с неправильно припаркованными автомобилями. Хотели как лучше, а получится... Как всегда, оценить результаты подобной инициативы на своих потрепанных шкурах предстоит автовладельцам. Ведь совершенно очевидно, в городе, где создание парковочных мест давным-давно стало камнем преткновения, одностороннее закручивание гаек властями уж больно напоминает очередное зверство. Итак, теперь машину, оставленную на улице с нарушением ПДД, блюститель правопорядка вправе задержать и, если водитель вовремя не успеет явиться пред ясны очи инспектора, вызвать эвакуатор и транспортировать на спецстоянку. А тогда опомнившийся автолюбитель вынужден будет "выкупать" свою собственность за, между прочим, немаленькие деньги.

Как рассказывает директор Ассоциации специальных площадок Борис Вьюшкин, процедура задержания, оформления документов и транспортировки обходится в 2927 рублей, первые три часа хранения автомобиля на такой стоянке бесплатны, далее - 12 рублей в час.

Задержание машин проводится в присутствии понятых, составляется протокол, копия которого вручается нерадивому автовладельцу.

С одной стороны, это, конечно, хорошо. В пресс-службе ГИБДД утверждают, что данная мера направлена на обеспечение безопасности и увеличение пропускной способности улиц Санкт-Петербурга. Действительно, когда обычный гражданин, выходя из троллейбуса, вместо того чтобы ступить на тротуар, упирается носом в преграждающее ему путь авто, а следующая за троллейбусом машина едва ли не сносит бедолагу с проезжей части, это, согласитесь, неправильно.

Но с другой стороны, не перегнуть бы тут полосатую палку. Ведь в городе с местами для парковки проблемы. К примеру, ради экономии пространства, автомобили нередко ставят под углом к тротуару, а не вдоль него, как того зачастую требуют Правила. Таким образом вырастают целые "елки", что, естественно, сказывается на пресловутой пропускной способности. И как быть в таких случаях?

Что же касается юридической стороны вопроса, то процедура задержания регламентирована уже упоминавшимся постановлением N759. А размер оплаты утвержден на местном уровне постановлением правительства Петербурга от 18 августа 2004 года.

К слову, в свое время еще до издания этих нормативных актов "собирать" автомобили на спецплощадки пробовал московский мэр Юрий Лужков. Суровая борьба за пропускную способность и безопасность дорожного движения проходила с переменным успехом. Постановления правительства Москвы, "развязавшие руки" городскому голове, были обжалованы в судах недовольными автолюбителями. Ведь интерпретировать подобную инициативу можно в довольно широком ключе. Мол, эвакуация машины, тем более без ведома оставившего ее на обочине владельца, - это покушение на частную собственность. А "выкуп" авто со спецплощадки - навязывание платной услуги. И нередко, особенно в судах первой инстанции, дело обстояло не в пользу мэра. Тем более что "эвакуация" никакими нормами Гражданского кодекса не предусмотрена.

В новом же постановлении даже нет слова "эвакуация", машины должны "задерживаться" и "транспортироваться", причем это не покушение на частную собственность, а обеспечение прав других участников движения, поскольку неправильно припаркованные автомобили им мешают. Презабавное получается словосочетание "транспортировка на эвакуаторе". Не улавливаете противоречия?

Конечно, эта казуистика может послужить призывом к действию для многих адвокатов, кто пожелает прославиться в ходе продолжительных дискуссий. И возможно, суды ожидает вал исков.

Также не стоит отвергать и возможности возникновения многочисленных исков, связанных с якобы пропавшими вещами и поврежденными автомобилями. Согласитесь, трудно составить опись добра, находящегося в поставленной на сигнализацию машине. И как бы не пришло в голову кому-нибудь из "пострадавших" от подобной "зачистки" компенсировать материальные потери за счет администрации спецавтостоянки. Неясным также остается и вопрос о том, что делать с автомобилем, который хозяин не хочет или не может выкупить со штрафстоянки.

Комментарий

Адвокат филиала "Нартекс" Ленинградской областной коллегии адвокатов Сергей Секушин.

Согласно Постановлению правительства РФ от 18.12.2003 N759 задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (далее - специализированная стоянка).

Казалось бы, эвакуация транспортного средства и есть "помещение транспортного средства на специализированную стоянку". Но это не так, поскольку помещение на стоянку является возможным элементом задержания транспортного средства, который не представляет собой наказание за административное правонарушение.

Конечно, судебная практика по этому вопросу еще не развита, и возможно, она будет иначе толковать вышеуказанные нормы. Однако в постановлении Президиума Верховного суда РФ от 17.03.1999 N171пв-98, в котором исследовалась законность аналогичных норм, указано следующее.

Статья 10 ГК РФ предусматривает, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Под вредом может пониматься невозможность осуществления механизированной уборки улиц, создание аварийной ситуации на дорогах, создание условий, способствующих нарушению прав граждан на безопасность движения, воспрепятствование проведению массовых мероприятий и др.

Следовательно, эвакуацией транспортного средства при установлении указанных выше обстоятельств права собственника не нарушаются, а лишь ограничиваются в связи с его противоправными действиями, и отчуждения его имущества не происходит.

Целью данной нормы является повышения пропускной способности дорожно-уличной сети, снижения уровня дорожно-транспортного травматизма, укрепления дорожной дисциплины водителей автотранспорта.

Аналогичная правовую позицию занял и Конституционный суд РФ (например, определения от 21.12.1998 N191-О, от 19.04.00 N76-О).

Версия Алексея Лещенко

Частных таксистов проконтролируют  »
Юридические статьи »
Читайте также