Почему финны предпочитают велосипед, а петербуржцы ржавый автомобиль

Ситуация с автомобилями в городе начала пугать не только экологов, но и горожан, вынужденных дышать воздухом, не отвечающим никаким международным стандартам, и гулять во дворах, превращенных в стихийные автостоянки. В Госдуме в первом чтении принят закон о парковке, но когда его начнут исполнять в Петербурге - большой вопрос. Альтернативы автомобилю на улицах Питера правительство города пока не видит.

Развитие велосипедной инфраструктуры в Санкт-Петербурге не идет ни в какое сравнение с тем, как обстоят дела в других европейских городах, в частности в Хельсинки. В этом близком нам северном городе у жителей в два раза больше велосипедов, чем автомобилей. В Хельсинки, в городе с населением 560 тысяч человек, - 300 тысяч велосипедистов, из которых большинство используют велосипед по нескольку раз в неделю, заменяя им автомобиль или общественный транспорт. В течение 33 лет власти города целенаправленно внедряли велосипед в инфраструктуру города. Сначала идея прокладывать дорожки вызывала в Финляндии стойкое сопротивление. Боялись, что места для пешеходов и автомобилистов станет меньше, но постепенно взгляды стали меняться.

Американец, давно живущий в Петербурге и возглавляющий движение "Экологический транспорт", Джон Росмэн видит проблему в отношении к земле. "В Америке, если хочешь гулять в лесу, нужно этот лес купить. В России до недавнего времени все было иначе". Но, как утверждает Росмэн, за последние 12 лет произошел настоящий "захват земли автомобилистами".

"Сейчас именно автолюбители незаконно владеют газонами, дворами, всеми дорогами. Поэтому принятый в первом чтении в Москве закон, согласно которому разрешены стоянки автомобилей лишь в местах парковки, можно назвать революционным. И он полностью совпадает с европейской практикой. Однако эффекта от закона не будет, если автомобилю не найдут альтернативы".

По данным Центра экологических инициатив, который провел опрос жителей Петербурга, владельцев велосипедов в городе на самом деле больше, чем владельцев автомобилей. Однако отсутствие инфраструктуры в городе приводит к тому, что велосипедами пользуются как спортивным снарядом или используют его для получения острых ощущений, а вовсе не как видом транспорта.

"Все дело в том, что ездить по городу неудобно, опасно и неприятно, - рассказывает Александр Федоров, председатель центра, - а ведь развитие велосипедного транспорта - это путь развития города, который может и должен стать благоприятен человеку. Сейчас наш город все более враждебен жителю".

В городе тратятся немалые деньги на создание пешеходных зон, а вот на то, чтобы заасфальтировать узкую дорожку шириной в три метра и повесить опознавательный знак, денег не находится. Лишь Курортный район может похвастаться велосипедной трассой, но и она в районе Сестрорецка выглядит хорошо, а уже в Солнечном - заросла травой.

На общественных обсуждениях Генплана Петербурга представители власти не поддерживают экологов и отрицают возможность развития велосипедной инфраструктуры в городе, хотя план создания дорожек у общественных организаций имеется и больших вложений средств он не потребует. Значит, главное - изменить менталитет. А это сложнее всего.

Алла Борисова

Бензин подводят под Евро-3  »
Юридические статьи »
Читайте также