Страховщики дождались кросс-продаж

Главным итогом последнего года страховщики считают успешно работающий закон об ОСАГО. Им удалось обеспечить охват российского рынка, по разным оценкам, на уровне 75-90%, что совпадает с показателями среднестатистической европейской страны. Единство страхового сообщества проявилось и в том, что оно смогло не допустить снижения тарифов под влиянием популистов, опирающихся в своей критике на явно предварительные статистические заключения ОСАГО: закон и его реализация Недостатков у "автогражданки" всего два, зато весьма серьезных: несовершенство механизма выплат и плохая работа ГИБДД.

"Проблемы не в самом законе, а в его реализации, - сказал руководитель департамента маркетинга и рекламы ЗАО "СО "Прогресс-Нева" Алексей Образцов. - Участникам дорожно-транспортных происшествий приходится ждать работников ГИБДД от 2 до 6 часов, а затем от 10 дней до 2 месяцев уходит на оформление документов в ГИБДД".

Кроме того, весьма часты жалобы клиентов на ошибки в документах. Но при этом если информации от пострадавшего недостаточно, страховщик не может определить, кто из участников аварии должен возмещать ущерб. Одно из решений этих проблем - упростить процедуру оформления мелких ДТП, доверить ее аварийным комиссарам. Необходимые условия для этого - отсутствие пострадавших, незначительный материальный ущерб и взаимное согласие участников происшествия. По словам Юрия Легина, исполнительного директора Всероссийского союза аварийных комиссаров (ВСА), вопрос о точном порядке таких действий сейчас рассматривается на всех уровнях. "В ГУ ГИБДД России не возражают против передачи оформления мелких ДТП другим структурам", - говорит он.

Сегодня в Петербурге, по данным ВСА, - 150 аварийных комиссаров. Это сотрудники независимых служб аварийных комиссаров и служб аварийных комиссаров страховых компаний. Одной из основных проблем деятельности аварийных комиссаров, по словам Юрия Легина, является несоответствие существующих уровня и условий оплаты их работы со стороны страховых компаний и постоянно возрастающей потребности в этих услугах.

Неожиданный ответ: по словам начальника Выборгского районного ГИБДД полковника милиции Ивана Вишневского, до введения страховки водители договаривались на месте ДТП и разъезжались, а сегодня, когда застраховано 80% эксплуатируемых транспортных средств, водителям выгодно оформить происшествие.

"Количество аварий будет расти. Сегодня водителей ничто не сдерживает. Раньше происшествий было меньше, а дисциплина выше, когда действовала система баллов, штрафных дырок. Раньше водителю выписывали штраф и отбирали водительское удостоверение. Он мог получить его в ГАИ только после того, как оплатит штраф. А теперь мы каждый день составляем почти по 100 протоколов - и никакого результата", - отметил И. Вишневский.

Две услуги лучше одной?

Страховщики, которые по долгу службы обязаны знать страховое законодательство, всегда понимали, что прибыльность их работы по ОСАГО составит не более 5% от суммы сборов. Остальное все равно уйдет на выплаты или в фонды будущих выплат. Зачем тогда они так стремились попасть на этот рынок?

"С единственной целью, - объясняет начальник отдела маркетинга компании "Русский мир" Евгений Гуревич, - в расчете на эффект кросс-продаж (это когда клиент, приходящий в компанию за полисом ОСАГО, покупает заодно полисы этой же компании по другим видам страхования).

К концу первого года действия закона кросс-сейлинг у страховщиков, похоже, заработал. Связан ли он напрямую с "автогражданкой" или нет?

"В принципе связан, - считает Евгений :. Гуревич. - В первую очередь, это видно на примере авто-КАСКО, потому что, пройдя через ОСАГО, больше людей стали понимать разницу между страхованием ответственности и страхованием собственно автомобиля. И тот, кто мог себе позволить купить обе страховки, это сделал".

В связи с этим многие страховщики стали предлагать своим клиентам сразу пакет страхования - ОСАГО-КАСКО. Оба вида страхования дополняют друг друга, и получается, что водитель автомобиля полностью защищен от финансовых потерь. "С введением ОСАГО число договоров страхования КАСКО в нашей компании возросло в 2 раза", - сообщила Екатерина Медвинская, начальник отдела маркетинга и рекламы ООО "Северо-Западная страховая компания".

А вторая группа кросс-покупателей, по мнению Евгения Гуревича, - это те, кому уже производили выплаты по ОСАГО, и при этом без задержек и сполна. Они проникались большим доверием к страхованию и приобретали, полисы по другим его видам...

Сознательность на уровне европейской

Полисы ОСАГО за прошедший год приобрели 91% российских автолюбителей. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Росгосстрахом в 13 российских городах-миллионниках. В ходе репрезентативной выборки были опрошены 2609 автовладельцев.

Согласно исследованию, проведенному специалистами Росгосстраха, автомобили в крупных городах есть у 45% российских семей. При этом 87% автомобилистов владеют одним автомобилем, 10% - двумя, 3% - тремя и более. Среднестатистический житель российского города-миллионника имеет, чаще всего, автомобиль российского производства старше 5 лет.

Лидером среди страховщиков по ОСАГО по-прежнему остается ОАО "Росгосстрах" - крупнейшая российская страховая компания с самой разветвленной в стране сетью филиалов. В городах, где проходил опрос, доля Росгосстраха на рынке составляет около 30% (без учета Москвы доля Росгосстраха на рынке крупных городов превышает 40%). Другие страховые компании отстают от лидера в несколько раз. Как показывают данные исследования, "РЕСО-Гарантия" сейчас занимает в крупных городах 13% рынка ОСАГО, "РОСНО" - 9,4%.

Из тех, кто уже определился с выбором страховщика, 95% опрошенных намерены продлить действие полиса ОСАГО в той же компании, и только 5% желают сменить страховщика.

"Эти данные доказывают, что большинство автолюбителей довольны работой своей страховой компании, - считает руководитель Центра стратегических исследований, информации и анализа Росгосстраха Алексей Зубец. - Можно сделать вывод, что российские страховщики успешно справились с начальным периодом действия закона об ОСАГО".

Это тем более важно, что в ДТП за этот год побывали около 3 млн российских автовладельцев. Исследование Росгосстраха показало, что введение ОСАГО способствовало повышению общей страховой культуры и увеличению продаж полисов добровольных видов страхования. Так, больше 10% от числа опрошенных при покупке полиса ОСАГО приобрели еще и полисы КАСКО автотранспорта, дающие дополнительную страховую защиту автомобиля.

Алексей Крылов

Страховщики хотят поднять тарифы  »
Юридические статьи »
Читайте также