Страховщики хотят поднять тарифы

С момента вступления в силу закона об ОСАГО прошел год. Теперь, когда, по официальной статистике, более 80% автовладельцев России обзавелись полисами автогражданки, для страховых компаний пришло время на деле доказывать, что они способны не только собирать деньги, но еще и расплачиваться по своим обязательствам.

Время собирать камни

Понятно, что платить по счетам - дело не самое приятное. Особенно - по чужим. Тем более если выработалась устойчивая привычка только получать: целый год деньги от массовых покупок полисов текли в страховые компании рекой. А количество страховых случаев начало стремительно увеличиваться только недавно. Если год назад один из крупнейших операторов страхового рынка Петербурга выплачивал по страховкам всего лишь 1% прибыли, то в мае нынешнего года размер выплат приблизился уже к 50%. По прогнозам, максимальные убытки ожидают страховые компании примерно через 2-3 года после начала действия закона.

Помните, как прошлой осенью представители страховых компаний усердно лоббировали принятие закона об ОСАГО? Какие войны по этому поводу велись в Госдуме? Страна оказалась буквально расколотой на два лагеря: с одной стороны, автовладельцы, не желающие страховаться и кипящие благородной яростью, с другой - представители страхового рынка, заявляющие, что России без принятия этого закона не стать цивилизованной страной.

Теперь, по данным социологического опроса компании РОМИР-мониторинг, почти половина россиян согласна с введением ОСАГО, 30% считают, что закон нужен, но его необходимо доработать, 18% опрошенных он вполне устраивает в нынешнем своем варианте.

Но странное дело: как только мятеж в стане автовладельцев, протестующих против обязаловки и грабительских тарифов, улегся и дружно застрахованные автомобилисты приготовились в случае чего, как в рекламном ролике, с безмятежной улыбкой наблюдать из окна кафе за суетящимися около их помятых автомобилей страховщиками, как вдруг последние забили тревогу. Теперь выясняется, что ОСАГО для них - дело принципиально убыточное. И в ближайшее же время надо что-то менять. Как вы думаете - что?

Все выше, выше и выше!

За "круглым столом" в ИА "Росбалт", посвященным году действия ОСАГО, представители страховых компаний рассказывали, как тяжела стала их жизнь с годовалой автогражданкой. Судите сами: из 100% полученных взносов 77% перечисляются в резервы будущих выплат, 3% - в Российский союз автостраховщиков, и только 20% остаются на ведение деятельности. Величина прибыли, говорят, не превышает 5%, причем прибыль возникает лишь в том случае, если это позволяет размер выплат. А так бывает не всегда.

Между тем, еще до того, как в России собирались принимать закон об ОСАГО, зарубежный опыт, в том числе опыт стран Восточной Европы, показывал: от автострахования не стоит ждать заоблачных прибылей. Скорее наоборот, потому что аварии на дорогах неизбежны, ремонт и запчасти стоят недешево, а размер тарифов, как ни крути, по крайней мере на первых порах, всегда контролируется государством. Единственный плюс ОСАГО заключается в привлечении населения к другим видам страхования. Компании, которые получили право страховать по ОСАГО, считаются наиболее устойчивыми на рынке подобных услуг. В общем, страховать по ОСАГО - дело скорее престижа, чем прибыли.

Ставить вопрос об отмене автогражданки никто, разумеется, не собирается. Теперь речь идет о необходимом повышении тарифов, иначе, говорят страховщики, им не рассчитаться со своими клиентами. Логика проста: если тарифы не повысить, то компании не смогут сдержать своих обязательств перед клиентами. Не ровен час, они обанкротятся. И тогда невинно пострадают застрахованные. Единственный выход, утверждают страховщики, пересмотр тарифов в сторону их повышения. Вот тогда всем будет хорошо. Что это вам напоминает? На мой взгляд, очень похоже на шантаж.

Дыры в законе

Еще одна проблема, с которой сегодня сталкиваются как клиенты страховых компаний, так и сами страховщики, заключается в том, что в законе упущены многие важные моменты. Например, порядок осмотра транспортного средства после ДТП, сроки организации экспертизы, процедура возврата части премии при расторжении договора. Непонятно, как действовать при обоюдной вине участников ДТП.

В результате участникам ДТП порой приходится ждать работников ГИБДД до 6 часов! Иногда оформления документов, необходимых для получения выплаты (копий протокола, решения об административном правонарушении и т. д.) потерпевшим, приходится ждать до 2 месяцев. Очень часто бывает так, что страховые компании заведомо занижают выплаты: клиенту сразу говорят, что ждать полной суммы ему придется долго: сначала надо собрать все необходимые бумажки, потом, возможно, проходить судебную процедуру и т. д., а поэтому предлагают меньшие деньги. Но сразу. Понятно, что многие владельцы авто соглашаются на это.

Пострадавшие в ДТП автовладельцы все чаще жалуются и на прямой отказ страховых компаний выплачивать по страховке.

Александр Куликов, директор филиала страховой группы "Спасские ворота", отметил, что, по статистике, на 20-30 дел приходится примерно 3 отказа. Но отказывают, как правило, мошенникам. Антон Рюмин, заместитель руководителя департамента ОСАГО страхового общества "Прогресс-Нева", тоже отметил, что отказы всегда чем-то мотивированы. Бывают случаи, когда автовладельцы ленятся собирать необходимые документы, и страховщики вынуждены приостановить дело.

Как бы то ни было, вокруг этого закона страсти будут шуметь, судя по всему, еще долго. Специалисты говорят, что закон может стать идеальным только лет через десять, когда обкатается на практике. А до этого не избежать противоречий. Большинство представителей страхового рынка сегодня склоняются к тому, что без серьезной доработки ОСАГО представляет головную боль как для страховщиков, так и для их клиентов.

Среди страховщиков еще пока негромко, но уже поговаривают о том, что через несколько лет право устанавливать тарифы по автогражданке от государства перейдет частным компаниям. А далее грядет монополизация автострахового рынка, на котором останутся 2-3 крупные компании. Тогда страховщики будут диктовать свои условия, а у автовладельцев не останется выбора.

Надежда Зайцева

ВОПРОС-ОТВЕТ  »
Юридические статьи »
Читайте также