140 ДТП и 140 страховщиков на каждого

По данным различных социологических опросов и по данным ГИБДД, уже около 90% владельцев автомобилей купили полисы обязательного автогражданского страхования. Опыт европейских стран за первые годы ОСАГО показывал меньший успех. Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности установил, что не только автолюбители могут получать денежные компенсации, если им нанесен ущерб, но и пешеходы. Однако существует и ряд моментов, которые в этом законе не урегулированы.

На сегодняшний день около 140 страховых компаний имеют лицензию по страхованию ОСАГО. Каждый автомобилист, который выезжает на дорогу, имеет шанс во время своей водительской карьеры 140 раз попасть в ДТП, в каждом из которых виновником будет не он. Таким образом, автомобилист должен будет обойти эти 140 компаний. Но самый главный сервис - сервис по выплатам - не всегда сконцентрирован в той компании, которая продает полисы. По словам Дмитрия Большакова, директора филиала "Московский" страховой компании "РЕСО-Гарантия", необходимо ввести европейский принцип урегулирования претензий при ДТП, когда каждый потерпевший при аварии обращался бы не в страховую компанию виновника ДТП, а в свою собственную, которая и решила бы вопрос возмещения вреда с компании виновника. Следовательно, для каждого водителя вместо 140 компаний появляется одна, которая как раз и осуществляет весь объем сервиса по обязательному страхованию.

Еще одним принципиальным вопросом является передача страховщикам права принятия решения по регулированию незначительных ущербов в области ОСАГО. Известно, что сейчас органы ГИБДД не справляются с тем потоком людей, которые оформляют документы. Некоторые страховые компании декларируют о своем содействии в собирании пакета документов. Это происходит нелегально, подпольно и вследствие личных связей с той или иной страховой компанией или с ГИБДД. Г-н Большаков уверен, что нужно предоставить страховым компаниям возможность самостоятельно урегулировать размер незначительных ущербов. Страховщики выступают также за усиление роли аварийных комиссаров, которые могли бы при незначительном ущербе в ДТП самостоятельно урегулировать взаимоотношения между участниками происшествия без привлечения сотрудников ГИБДД.

Не менее важен вопрос о выплате денежных компенсаций при нанесении вреда жизни и здоровью людей. Начальник отдела маркетинга страховой компании "Русский мир" Евгений Гуревич отметил, что с 1 июля 2004 года начались конституционные выплаты при причинении вреда жизни и здоровью пострадавших. Выплаты эти происходят через конституционный фонд в тех случаях, если виновник скрылся с места ДТП или если виновник ДТП неизвестен.

Что касается основополагающего документа, регулирующего страховой бизнес, то, по мнению руководителя представительства Всероссийского союза страховщиков Константина Байкова, новая редакция закона об организации страхового дела "чересчур быстро проскочила сквозь все три чтения в Государственной думе и была принята в редакции, не совсем понятной всему страховому сообществу". Сейчас на подходе множество поправок, которые с осени будут внесены в закон, и, надо надеяться, он обретет более аккуратный вид. Осенью законодатели рассмотрят также проекты законов об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта и об обязательном медицинском страховании.

Анна Мартынова

ОСАГО полезен, но нуждается в доработке  »
Юридические статьи »
Читайте также