"Недорого. Белорусский учет"

Они стали появляться в городе ранней весной, когда перекупщики из Автова и с проспекта Энергетиков, щурясь на первом солнышке, переписывали ценники, предвкушая традиционное оживление рынка. Рубрики продаж подержанных автомобилей запестрели объявлениями, заканчивавшимися лаконичной фразой - "белорусский учет".

Братья-славяне...

Цены приятно радовали глаз. А ассортимент... Ассортимент был, что называется, "то, что доктор прописал". Лукавый доктор прописал сидящим на строгой диете российским любителям подержанных иномарок массу всяких полузабытых со времен введения ограничительных пошлин сладостей. А именно весь ряд любимых народных марок - "пассатов", "вектр", "гольфов" и "еврояпошек" возрастом как до "роковых" семи лет, так и старше.

Уже в апреле-мае количество красно-белых номеров в городских потоках стало наглядно свидетельствовать о том, что ввоз "белорусов" явление если еще не массовое, то уже не единичное. А предположение о стремительно возросшей популярности нашего города у белорусских автотуристов выглядело как-то сомнительно.

История вопроса...

Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве был подписан 26 февраля далекого 1999 года. Положения договора позволяли на протяжении довольно долгого времени реализовывать вполне безупречные с юридической точки зрения "серые" схемы "растаможки". Белорусскую "конструкцию" таможенники хорошо помнят и поныне. Она была основана на пресловутом соглашении о таможенном союзе между Россией и Белоруссией. По нему две страны до поры до времени считались единым таможенным пространством, и граждане одной могли проводить таможенную очистку ввезенного товара в другой. А в соседней Белоруссии пошлины были раз в десять ниже, чем в России. Автомобиль растаможивался там, затем продавался российскому гражданину.

С одной стороны, на государственном уровне никаких препятствий для перемещения иномарок с белорусскими номерами по территории России вроде бы не было, однако таможня "добро" на это самое перемещение никогда не давала.

Единое экономическое пространство при детальном рассмотрении в настоящий момент не более чем межгосударственный проект, находящийся в первичной стадии реализации. ЕЭП означает, что четыре страны - Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан - проводят единую внешнеэкономическую политику и передают часть своих полномочий наднациональному органу. На первом этапе работы предусматривается согласование ставок таможенных тарифов на импортируемые товары странами-участницами. При этом должны быть унифицированы законодательства в этой сфере. Второй этап - формирование таможенного союза с общим таможенным тарифом, что означает исключение защитных и антидемпинговых мер.

Все это пока что в отдаленной перспективе... А в реалиях новая схема - ввоз зарегистрированного в Белоруссии транспортного средства в Россию по генеральной доверенности.

Для справки: стоимость таможенной очистки легкового автомобиля для физического лица в Республике Беларусь составляет 0,35 евро за "кубик", если возраст автомобиля не достиг десяти лет. Если автомобиль благополучно миновал десятилетний рубеж - ставка составляет 0,55 евро. Гражданин РБ имеет право ввезти для себя из-за границы один автомобиль в год. Временные лимиты на отчуждение транспортного средства отсутствуют, продавать его можно хоть на следующий день после завершения формальностей.

Золотая рыбка в мутной воде...

Ожидаемого российским правительством массового пересаживания россиян на продукцию отечественного автопрома не получилось. Во всяком случае, затоваривание дилерских складов отечественными шедеврами наличествует и поныне.

Кратковременная паника в лагере "серых" дилеров, до введения ныне действующих пошлин ввозивших подержанные иномарки сотнями, трансформировалась в... профессиональную переориентацию. Теперь перекупщики ротируют "пожилые" иномарки, отыскивая их по знакомым, газетным объявлениям, через Интернет.

Задаю вопрос относительно белорусских автомобилей одному из знакомых профи, много лет работающему на авторынке на проспекте Энергетиков.

"Тема эта не наша, - говорит он. - Занимаются этим в основном менты, причем не только в сержантских погонах... Перегон для них не проблема, ксивой отмашутся. Тебе добрый совет - не связывайся, себе дороже выйдет. Но если есть горячее желание рискнуть, пару телефонов могу записать".

По первому же оставленному телефону мне вежливо объяснили, что кормить таможенными платежами страну родную - удел недалеких "лохов", а "реальные люди" давно уже "тему освоили" и колесят в свое удовольствие на хороших и недорогих авто. "Вживую" есть пара "меринов" начала девяностых, в ценовом зазоре от трех до четырех тысяч "зеленых", и пассажирская VW Caravelle 1997 года "на полном фарше" для понимающих...

Именно с нее я и решил начать просмотр.

Ознакомиться с красавицей "каравеллой" и совершить тест-драйв мне предложили... на заправке, что в километре не доезжая до поворота от Выборгского шоссе на поселок Поляны.

Охота пуще неволи, погода располагала к загородной вылазке, и через час с небольшим я добрался до места. "Каравелла" стояла на парковке. Чуть поодаль перекуривали трое мужчин. "Смотри, открыто". Я осмотрел микроавтобус снаружи, залез внутрь - состояние оказалось действительно выше всяких похвал.

Я поинтересовался оформлением. "Без проблем, давай ксерокопию паспорта, завтра тебе будет готова генеральная доверка от белоруса, считаем денежку - и наслаждайся". На вопрос о возможных разногласиях с ГАИ по поводу эксплуатации авто с белорусскими номерами меня заверили в том, что в Питере на красные регистрационные знаки никто не реагирует, да и не та тачка, чтобы "концерт устраивать". В крайнем случае, всегда можно позвонить "дилерам" по знакомому номеру, и "вопрос будет мгновенно снят". На мое недоверие продавцы отреагировали заявлением о том, что поголовно являются сотрудниками питерской милиции. Под нос мне сунули сразу два удостоверения, зажав пальцами надпись с персональными данными. Фотографии выглядели вполне натурально...

Эх, прокачу...

Один знакомый финн, регулярно приезжающий в Петербург на поиски ночных развлечений, хвастался мне, что совершает рейды по увеселительным местам аж на милицейской машине с синими номерами и мигалкой. Возит его самый настоящий милиционер за вполне умеренную плату и возможность разделить трапезу. А еще русский "полицай" может организовать финну и его российской фирме хорошие и дешевые машины.

Через пару дней я пил кофе с милиционером в одном из кафе возле Сенной. То, что речь пошла о "белорусских вариантах", меня уже не удивило. В отличие от своих предыдущих коллег, милиционер (назовем его Саша) удивил меня уровнем предложенного сервиса.

"Хочешь, поедем в Минск, там выберешь. Едем вместе, проблем по трассе не будет. А хочешь, закажи тачку из Германии, тебе ее пригонят в Беларусь, растаможат за недорого, отпишут доверку, и кати... Хочешь, здесь оформим ее на регион, типа в Вологду или Череповец, на временный учет, на российские номера, но это уже отдельно обсчитывается, и услуга имеет смысл только для серьезных моделей... Проблемы решаем, только сам веди себя с нашими корректно, если что"...

Если что...

Вечером того же дня я поинтересовался особенностями эксплуатации белорусского авто у сотрудников ГАИ.

В приватной беседе на КПМ "Лахта" я выяснил следующее. Если иномарка "живет третью жизнь" и являет собой какую-нибудь "вектру" почтенных годов, то расстраивать ее хозяина особенно никто не будет. Ну а если машинка посолидней, тут уже в ход пойдут угрозы вызвать таможенников и поставить "коня в стойло", то есть на специальную таможенную стоянку, откуда его сможет вызволить только законный владелец.

Но на более-менее солидных автомобилях "рассекают в основном коллеги или особы, приближенные к системе", - пояснили мне "дэпээсники" Центрального района. "Если стекла на "белорусе" тонированные, то, сто пудов, свой брат мент", - сказали сотрудники спецполка ГАИ, несущие службу на Шпалерной.

Визит в таможню на шоссе Революции внес окончательную ясность. Согласно новому Таможенному кодексу, вступившему в силу с начала года, каждый россиянин, управляющий машиной с белорусскими номерами по доверенности, обязан сделать две вещи. Во-первых, оформить временный ввоз автомобиля на российской таможне сроком до шести месяцев, с уплатой депозита, а во-вторых, поставить его на учет в территориальном подразделении ГИБДД.

В противном случае автомобиль, арестованный таможенной "летучкой", может обойтись очень дорого. В зависимости от множества факторов, определяющих тяжесть содеянного, ответственность предусматривает штраф, величина которого может составить от 100 до 300 процентов от таможенной стоимости, или более строгие меры, вплоть до лишения свободы.

"Так что, если ты не силовик..." - вздохнул знакомый таможенник... На мой вопрос: "А что, им можно?" - он посмотрел на меня как на нездорового и предложил минералки...

А нам все равно...

Возле дома, где я живу, стоит продуктовый ларек. Принадлежит он местным азербайджанцам. Теплым летним вечером, проходя мимо, я увидел возле ларька старенький "Опель-кадет" с красно-белыми номерными знаками. Под капотом ковырялся водитель, лицом не похожий ни на белоруса, ни на "силовика" тем более. Как выяснилось, раритет был приобретен по пресловутой "доверке" и за цену, "по которой ты, брат, "копейку" на хорошем ходу не найдешь".

"А нам все равно..." - как в известной песне, пропели мне ларечные торговцы. "Нас так и так пощипывают ежедневно - ГАИ, вневедомственная, все кому не лень. Привыкли... Поэтому какая разница, за что платишь? А тут хоть машина хорошая, ездит как зверь и бензин не кушает".

Сказку сделать былью...

Впрочем, определенный оптимизм в среде автолюбителей всегда присутствует. Кто-то уповает на снижение заградительных пошлин через пару лет, когда станет ясно, что идея поддержки российского производителя провальна по определению. Кто-то беззаветно верит в этого самого производителя... Кто-то щелкает калькулятором, рассчитывая.

А кто-то листает объявления: "Недорого, белорусский учет"...

Владимир Рогозин

Спор на большой дороге  »
Юридические статьи »
Читайте также