Про маленькие бонусы и большие малусы Не слишком ли много денег заработали страховщики на автогражданке?

Прошел год с момента прихода в жизнь автомобилистов обязательной автогражданки. За это время в Петербурге число зарегистрированных ДТП выросло в 1,7 раза: с 19 тысяч до 31. За отсутствие полиса петербургское ГАИ оштрафовало уже 14 тысяч автовладельцев.

Как уверяют сотрудники ГАИ, за год количество гаишных экипажей, занимающихся оформлением ДТП, увеличилось вдвое (хотя по ситуации на дорогах этого не скажешь). Кроме того, науке оформления ДТП в спешном порядке обучили патрульных инспекторов, которые блюдут порядок на федеральных трассах. Теперь, если авария произошла в поле зрения инспектора, можно призвать в оформители и его: отказаться он не имеет права.

В целом по России за год было куплено 20 миллионов полисов по средней цене 1969 рублей (для Петербурга действует повышающий коэффициент). Всего, таким образом, страховщики собрали с автовладельцев 39 миллиардов рублей. А выплатили - по 200 тысячам исков - всего 3,8 миллиарда. Средняя сумма премии составила 20 тысяч рублей.

Правда, представители страховых компаний утверждают, что бизнес на автогражданке далеко не такой доходный, как кажется нам на первый взгляд, - самое опасное время для страховщиков впереди, оно наступит через год-полтора, когда автовладельцы по-настоящему войдут во вкус. Тем более что система регресса - взыскание денег компанией со страхователя-виновника - еще толком не разработана. Регресс осуществляется только через суд, и довольно редко.

Кстати, говорят страховщики, если верить статистике, на Западе каждое четвертое ДТП случается из-за технических неисправностей автомобиля. У нас же - только каждое пятидесятое. В связи с этим еще одна причина возможного регресса - состояние машины. В случае если ГАИ докажет, что автомобилист колесил по городу с неисправными тормозами. Правда, непонятно, кто будет это доказывать. Новая инициатива страховщиков - упорядочивание системы независимых технических экспертов, сведение их в единую сеть с обязательным лицензированием и пр. Правда, до этого дойдут еще нескоро.

У клиентов свои претензии к страховым компаниям - большинство жалоб в Союз автостраховщиков касается неправильной оценки ущерба. Страховые фирмы, не имеющие собственного автосервиса и ограничивающиеся только выплатой денег, зачастую уменьшают сумму выплат раза в два. Объясняя свое решение тем, что "машина была поношенная, а за счет ремонта - покупке новых деталей и т. п. - ее заметно обновили, и пускай за это платит сам хозяин".

Зато по поводу бонуса вас обрадуют в любой страховой компании: в случае безаварийного года вам положено пять процентов скидки. В 2013 году, если за все это время вы не причинили компании никаких неприятностей, бонус достигнет уже 50 процентов. И так далее. Правда, для тех, кто по каким-то причинам решил сменить компанию, не дожидаясь страхового случая, бонус не положен.

Коэффициент малуса тоже определен: за один аварийный случай стоимость страховки вырастает в полтора раза. Разумеется, общая база виновников ДТП, о которой так грезили страховые компании, до сих пор не сформирована. Поэтому те, у кого есть основания опасаться малуса, могут сменить компанию без опасений.

Нина Астафьева

«Автогражданке» - один год  »
Юридические статьи »
Читайте также