Автогражданка - выживают сильнейшие

1 июля Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности исполнится год.

Сторонники и противники нашумевшего закона пытаются подводить первые итоги. Среди плюсов - дополнительный приток финансов на страховой рынок, рост спроса на смежные виды страхования, формирование нового имиджа этого бизнеса. Понятно, что чем больше людей получат реальную компенсацию по ОСАГО, тем с большим энтузиазмом будут страховаться автовладельцы, да и не только они. Уверенность в том, что страховщик платит всегда, должна вызвать доверие к страхованию вообще и, как следствие, приток новых клиентов.

Это в идеале. Страховщики, конечно, платят, но с каждым месяцем автогражданка становится для них все убыточнее. Если в первое время после введения ОСАГО выплаты страховщиков не превышали 5 процентов от собранных премий, то к началу лета в крупных городах они уже превысили 50-60 процентов. Автогражданка как операция с труднопрогнозируемым финансовым результатом всегда рискованна для страховщиков.

Поэтому о возможности снижения тарифов в высоких кругах в последнее время говорят все меньше. Впрочем, и автовладельцы все чаще выступают в пользу автогражданки - если до ее введения в числе противников закона были около 60 процентов россиян, то сейчас армия сторонников насчитывает более 50 процентов.

Настороженность вызывает скорее недавний опыт стран Восточной Европы - там ОСАГО в течение первых двух-трех лет после введения достигает 100-процентной убыточности. Потом, конечно, ситуация потихоньку начинает выправляться, но такой кризис могут пережить только крупные, стабильные компании, способные перекрыть огромные потери за счет прибыли по другим видам страхования и остаться на плаву. Однако, учитывая состояние российского автопарка и его стремительный рост, низкую культуру вождения и преступно высокий уровень аварийности и невероятную тягу к мошенничеству при получении страховых выплат, выхода на уровень рентабельности можно будет ждать довольно долго.

Создание фонда компенсационных выплат, конечно, поможет, но хватит ли его в случае прогнозируемой тотальной убыточности, остается вопросом.

Впрочем, несмотря на мрачные предсказания, страховые компании не спешат уходить с рынка ОСАГО, они надеются на свои силы и ждут клиентов по добровольному автострахованию. Самые стабильные из них даже предлагают клиентам более выгодные условия по автогражданке.

Так, например, страховая компания "Русский мир" предлагает автолюбителям продлить страховой полис любой компании с пятипроцентной скидкой. Правда, при условии, что по полису не проводилось страховых выплат. Таким образом "Русский мир" надеется увеличить число клиентов, причем за счет наиболее добросовестных водителей. СК "Русский мир" осуществляет 54 вида страхования. 110 филиалов и представительств компании работают на территории 62 субъектов Российской Федерации. Широкая сеть и динамичные показатели развития компании позволяют с уверенностью предположить, что она окажется в числе тех немногих компаний, которые без особых потерь переживут порог убыточности ОСАГО и смогут дождаться повышения его рентабельности. А их клиенты всегда могут рассчитывать на своевременные страховые выплаты - в конце концов, для автовладельцев это самое главное.

С 1 июля в России вводится закон "О компенсационных выплатах". В том случае, если виновник ДТП, причинивший вред жизни и здоровью, неизвестен или не застрахован, а также в том случае, если компания страховщика обанкротится, деньги будут выплачиваться из специального фонда, доходы в который будут осуществляться за счет компаний-страховщиков, работающих на рынке ОСАГО.

Если при ввозе автомобиля или другого автотранспортного средства на территорию России таможенник обнаружит, что данные предъявленного полиса о страховании автогражданской ответственности отсутствуют в таможенной базе данных, владельцу машины будет предложено три варианта: вернуться обратно за границу, подождать экспертизы документов в зоне контроля или застраховать автомобиль. Такое требование содержит порядок контроля, утвержденный распоряжением ГТК России от 31.03.04 N 147-р.

В России сложилась критическая ситуация с уровнем ДТП и смертностью на дорогах: в 2003 году было зарегистрировано более 204 тыс. ДТП, в которых 35 тыс. 600 человек погибли, 244 тыс. получили ранения.

Сергей Смирнов

Автолом как снежный ком  »
Юридические статьи »
Читайте также