Старый автопарк предстоит уничтожить Теперь весь вопрос в том, что кроме иномарок придет "старушкам" на смену

В декабре Минпромнауки и Минэкономразвития при участии еще одиннадцати министерств и ведомств согласуют и передадут в Правительство РФ сводный план на 2003-2004 годы по реализации концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года. Об этом заявил заместитель министра промышленности, науки и технологий Сергей Митин.

С содержанием концепции наши читатели знакомы по апрельским публикациям (NN 13 и 17 за 2002 год). С. Митин отметил, что уже выпущены три правительственных постановления и ряд других нормативных актов, придающих долгосрочной перспективе рабочий характер.

Выпуск автомобилей в стране растет устойчивыми темпами. Повышается активность инопартнеров по совместным предприятиям. Создание СП - один из узловых аспектов концепции и очень важно, что сотрудничество идет не только в сборочных цехах, но и в производстве компонентов.

Пока в отечественном автопарке преобладают машины старше десяти лет. Отсрочка введения повышенных пошлин на иномарки-семилетки привела к ажиотажному ввозу в Россию изрядно подержанных авто. На реализации отечественных легковушек негативно отразились таможенные барьеры, установленные Украиной. Но ожидаемого кое-кем кризиса не последовало, ситуация со сбытом практически нормализовалась.

Наш автопром ориентирован на выпуск машин определенной ценовой группы, исходя из невысокой платежеспособности населения. В этой рыночной нише и спасение, и беда отечественного автомобилестроения. Как показал анализ, спрос на российские легковушки стоимостью свыше 10 тысяч долларов составляет всего 2,3 процента. В то же время каждый восьмой обычный автомобиль находит покупателя за рубежом. Остановка "Москвича" привела к всплеску спроса на подержанные иномарки, сходные по цене.

Кстати о "Москвиче". По словам С. Митина, сейчас заканчивается технический аудит этого предприятия. Его результаты должны лечь в основу комплексной инвестиционной программы. У кого она будет лучше, тот и станет стратегическим партнером. Как известно, обладателем контрольного пакета акций фирмы с красноречивым названием хотело бы стать правительство столицы. Не исключено, однако, что найдутся и другие желающие.

Что касается грузовиков, то на лесовозных дорогах, нефтегазоразработках и в других малообжитых местах покупатели не считают зазорным эксплуатировать технику, даже не дотягивающую до требований ЕВРО-0. Современные реалии словно хотят опровергнуть собственную пословицу "Дорого, да мило, дешево, да гнило". Особенно много устаревшей техники на селе. Не отличается новизной армейский автопарк.

Дешевая рыночная ниша тормозит технический прогресс отрасли.

Поэтому краеугольной проблемой реализации концепции является улучшение внутрироссийского потребительского рынка. К 2004 году надо выпускать авто, соответствующие требованиям ЕВРО-2, к 2010 году выйти на параметры ЕВРО-4.

С пахучестью и гремучестью основной массы нашего теперешнего автопарка трудно рассчитывать на гостеприимство в общеевропейском доме. А каждый пункт этого самого ЕВРО требует дополнительных затрат, причем немалых.

Технологические и организационные, даже инвестиционные проблемы, судя по словам заместителя министра Сергея Митина и руководителя головного научно-исследовательского центра, генерального директора НАМИ Алексея Ипатова, вполне разрешимы. Сложнее обеспечить общественную мотивацию к обновлению автопарка, радикальному избавлению от старья. Как справлялись с этим в других странах, ныне уверенно шагающих по ступеням ЕВРОпейских требований?

Покупателям новых более "чистых" и следовательно более дорогих авто государство предлагало налоговые послабления. Единовременная трата перекрывалась для потребителя годами экономии средств.

У нас предполагается включить следующий механизм. МВД прекращает регистрацию паспортов транспортных средств без госстандартовских сертификатов соответствия требованиям сперва ЕВРО-1, а далее, надо полагать, по всем пунктам. Предусмотрены расширение лизинговой системы, формирование грузовых и автобусных колонн по войсковому принципу, федеральная поддержка сельхозпредприятий. С августа будущего года при обязательном автостраховании для владельцев машин старше семи лет установят повышенные страховые сборы. Обеспечивается бюджетная поддержка НИОКР, направленных на создание новых поколений автотехники, применение альтернативных видов топлива.

Открытой пока остается, пожалуй, самая деликатная сфера налоговых льгот. Здесь слово за МНС.

Автомобильной рухляди перекроют кислород. Но куда девать старье, которое перепродать невозможно, а выбросить некуда. Муниципалитетам надо думать об утилизации пока необычного "мусора".

Решительная вырубка старого автопарка предполагает не менее крутое обновление. Демонстрируемое плавное прохождение по ступеням требований ЕВРО с нуля до четвертого уровня вовсе не гарантирует российский автопром от появления к 2010 году стандартов ЕВРО-5 или 6 и так далее. Стало быть, нынешнее соотношение отечественного и западного автомобилестроения сохранится? На этот и другие вопросы сможет ответить только сама жизнь.

Сам факт постановки задачи роста обеспечения россиян новой автотехникой к 2005 году в 1,7 раза вселяет оптимизм. Стало быть, проводимая экономическая, в том числе промышленная политика, направлена на повышение благосостояния. Будем богаче - вот уж погоняем! Куда ж нам без быстрой езды?

Михаил Махлин

Финский Минтранс пошел навстречу российскому  »
Юридические статьи »
Читайте также