Неравенство в законе Превосходство состоятельных предполагается закрепить юридически

В ближайшее время российскому образованию суждено, судя по всему, пережить очередной этап перемен. На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект с длинным, но судьбоносным названием “О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Данный законопроект, как несложно понять, предусматривает перераспределение ответственности между органами власти различных уровней. В отношении образования, в частности, предполагается, что ответственность федерального правительства значительно уменьшится, а местных (региональных и муниципальных) властей, наоборот, возрастет.

Что же конкретно предлагают передать в ведение регионов и муниципалитетов? Прежде всего - полностью отдать им финансирование детских садов и школ. На сегодня начальное и среднее образование и так в значительной степени кормится за счет местных бюджетов, однако в будущем даже размер преподавательского жалованья будут устанавливать не централизованно, как сейчас, а каждому региону в соответствии с его возможностями. Иначе говоря, богатые будут жить богато, бедные - по средствам.

Конечно, и сейчас состоятельные регионы выплачивают своим педагогам надбавки, о которых их коллеги из дотационной провинции и мечтать не смеют, но теперь и последнюю видимость равенства в виде Единой тарифной сетки предлагают отменить.

Точно так же предложено решить и стипендиальный вопрос, разграничив полномочия по определению их размера между органами власти, к которым относятся те или иные школы, училища и вузы. Фактически это означает, что студенты федеральных вузов будут получать стипендии в соответствии с едиными для всей России нормативами, а вот подчиненные регионам техникумы, колледжи и даже университеты с институтами будут целиком и полностью зависеть от величины местных бюджетов.

Также законопроект предусматривает отмену знакового положения действующего пока Закона “Об образовании”, в соответствии с которым государственные расходы на образование определяли в объеме установленной доли от ВВП, а зарплату педагогов рассчитывали исходя из размера зарплаты в промышленности. Это, подчеркнем, относится и к школам, и к вузам.

Кроме того, планируется отменить законодательно предусмотренные компенсационные выплаты студентам на питание и право на льготный проезд.

У философа Бенедикта Спинозы есть замечательное изречение: “Для того, кто не знает, куда плывет, любой ветер не будет попутным”. Российское образование все последние годы реформировалось или, точнее, трансформировалось, в полном соответствии с этим афоризмом.

Колебания от одной крайности к другой - стремление то сохранить советскую систему, то построить копию американской - не принесли ожидаемого результата. Попытки внедрить рыночные механизмы свелись к банальному введению платного обучения и непропорциональному росту цен на престижные и непрестижные специальности, неконтролируемому размножению коммерческих курсов и появлению тысяч молодых специалистов, которые имеют весьма призрачные шансы когда-либо оправдать потраченные на обучение деньги.

Отказавшись от “руководящей и направляющей” роли в значительной части образовательной сферы, центральная власть де-факто признала, что все прежние реформации провалились и лучшее, что мог бы сделать Центр, - это просто снять с себя ответственность за происходящее.

Стоит также отметить, что передача обязанностей финансировать образование “по возможностям” от Центра к регионам происходит в весьма благоприятный с точки зрения доходов государственного бюджета период. Правда, федеральная власть оставляет за собой политику в области образовательных стандартов, но здесь будущее не представляется в розовом цвете. Ибо, как известно, музыку заказывает тот, кто платит.

Владимир Хозиков

Академики и ректоры пошли на поправки Жорес Алферов и руководители вузов выступили против новаций Правительства россии в системе образования  »
Юридические статьи »
Читайте также