Подводные камни автогражданки

Реализация закона обязательной автогражданки таит немало подводных камней. Главный вопрос — будет ли он работать?

Ответственность за отсутствие страховки начнет действовать с 1 января 2004 года. До этого момента можно ездить бесплатно, хотя после

1 июля 2003 года при техосмотре будет проверяться наличие полиса. В новом году нарушителям придется выложить 800 руб. Но, скорее всего, это будет 100 рублей в пользу гаишника.

Хождение по Думам

Депутатские поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности планируется обсудить 12 мая. Одна касается переноса сроков вступления закона в силу и корректировки тарифов. На этом настаивают ряд депутатов Государственной думы, в том числе Виктор Похмелкин и Геннадий Райков. Другая поправка — передать права на установление тарифов не правительству, а Думе. Г-н Похмелкин убежден, что вопрос о тарифах должен решать парламент, а не министерства и ведомства: «Для меня очевидно, что правительственные структуры не выдержали давления страхового лобби и пошли у него на поводу».

Автогражданский закон

Максимальная страховая сумма составляет 400 тыс. руб. Из них не более 240 тыс. — на возмещение вреда здоровью нескольких потерпевших (не выше 160 тыс. на одного), 160 тыс. руб. — компенсация имущества нескольких потерпевших (не более 120 тыс. руб. на каждую машину).

Закон должен вступить в силу с 1 января 2004 года. В процессе его принятия стоимость полиса регулярно повышалась, и для жителей мегаполисов вместо обещанного «эквивалента полного бака бензина» (400—500 руб.) получилась сумма, превышающая $100.

Страховые оговорки

Для страховщиков положительные аспекты от введения нового закона уже налицо. Директор по страхованию компании «Авеста» Игорь Алдабаев считает, что он сыграл положительную роль с точки зрения информативности.

Скептики опасаются, что с новым законом случится то же, что и с обязательным медицинским страхованием. Когда человек хочет получать действительно качественную медицинскую помощь, он вынужден либо покупать полис добровольного страхования, либо обращаться за платной помощью. Но у страховщиков другое мнение. «Фактически новый закон ничем не будет отличаться от добровольного автострахования», — утверждает руководитель отдела маркетинга «Прогресс-Нева» Антон Рюмин. — Более того, перечень событий, по которым могут быть произведены выплаты, расширен. Например, страховщик заплатит, если его клиент совершил наезд в нетрезвом виде или умышленно. Или когда водитель застраховался на первую половину 2004 года, а в аварию попал осенью. Правда, возможен регрессный иск страховщика к виноватому». Другое важное нововведение — пострадавшему выплатят деньги (это касается здоровья), если виновник скрылся с места ДТП.

Вопросы остаются

Уже застрахованные должны менять страховую компанию, если она не получила право обязательного страхования. По Гражданскому кодексу машину можно по доверенности передать любому человеку. А по новому закону доверенность на управление автомобилем выдается только тому, кто вписан в страховой полис. Иначе оштрафуют, а при аварии откажут в выплате. В первом чтении законопроект содержал льготы Героям Советского Союза и России: они освобождались от уплаты страховки, а инвалиды и ветераны платили только 50%. В дальнейшем льготы исчезли. Коэффициенты при сезонной эксплуатации привязаны достаточно жестко:

0,9 — за езду девять месяцев в году и 0,75 — за шесть. Интересы тех, кто ездит реже, не учитываются. Государственный автотранспорт страховать не будут, поскольку в бюджете нет денег.

ГАИ надо помогать

Вступление нового закона в силу увеличит нагрузку на ГАИ. «Только около 50% страховых случаев регистрируется в ГАИ. Но уже сейчас в случае аварии автоинспекторы могут прождать несколько часов, — рассказывает руководитель департамента аварийных комиссаров компании «ЛАТ» Юрий Легин. — После начала действия закона об обязательной автогражданке нагрузка на ГАИ увеличится, и если не принять меры, закон не будет работать».

Петербург

По новому закону заниматься автострахованием ответственности может только компания, имеющая представительства во всех субъектах РФ. Сегодня этому требованию на 100% соответствует только «Росгосстрах», ряд других московских компаний также в состоянии открыть дополнительные офисы без чрезмерных усилий.

Сложнее питерским страховщикам. Только несколько компаний — «Русский Мир», «Медэкспресс», «Прогресс-Нева» — могут похвастаться развитой филиальной сетью на Северо-Западе. Выход — объединяться со страховщиками других федеральных округов. Благо, закон это позволяет.

Г-н Легин выступает за внесение поправки в Налоговый кодекс, благодаря которой аварийные комиссары смогут составлять картину происшествия без правоохранительных органов. Основанием для страховых выплат станет комплект документов, подписанный аварийным комиссаром. Предполагается, что это будет касаться сумм примерно до $300 для российских машин и до $500 — для иномарок (если при этом участники аварии согласны с трактовкой событий). Некоторые страховщики идут дальше и предлагают проект закона наподобие Европейского протокола.

Европейский протокол

Европейский протокол — это соглашение, заключенное между страховыми компаниями и направленное на стандартизацию процесса урегулирования убытков при автоавариях.

Такое соглашение применяется в большинстве цивилизованных стран. Владельцу полиса выдается бланк с типовыми схемами ДТП. Его заполняют участники аварии при обоюдном согласии. В противном случае вызывается полиция или страховщики. Подобная система позволяет не привлекать полицию к мелким авариям и произвести выплаты без суда.

Российская ассоциация страховщиков ответственности владельцев автотранспорта разработала протокол, аналогичный европейскому, но адаптированный к отечественным законам, правилам ДТП и менталитету российских граждан.

Расследование аварии без правоохранительных органов может создать благоприятное поле для недобросовестных аварийных комиссаров. Чтобы предотвратить это, предлагается в рамках Межрегионального совета по развитию служб аварийных комиссаров в России придать аварийным комиссарам правовой статус, разработать стандарт обслуживания и создать реестр организаций.

Белоруссия соберет НДС За экспорт второстепенных российских товаров  »
Юридические статьи »
Читайте также