Бюджет ударился в капрасходы

Судя по проекту городского бюджета на 2006 год, Смольный собирается в полтора раза увеличить капитальные расходы, в том числе вложения в инфраструктуру. Ради этого администрация даже готова залезть в долги.

Согласно проекту закона о городском бюджете на 2006 год его доходы составят 135,4 млрд. руб. (рост по сравнению с 2005 годом – 12,6%), расходы – 143,2 млрд. руб. (рост – 10,3%). Комитет финансов намерен вынести законопроект на рассмотрение городского правительства уже в сентябре. А к 1 октября многотомный труд чиновников планируется доставить в ЗакС.

Рейтинг стабильный

По сравнению с нынешним годом администрация намерена больше тратить на капитальные цели. Хотя и бюджет-2005, по выражению председателя бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимира Барканова, уже был «бюджетом капитальных расходов», по мнению экспертов, объем вложений в развитие инфраструктуры был явно недостаточным. В частности, по этой причине инвестиционный рейтинг Петербурга агентств Standart&Poors и Fitch долгое время оставался на уроне ВВ+.

В этом году расходы по адресной инвестиционной программе (эти средства направляются на капремонт и строительство жилья, строительство дорог, развитие инфраструктуры, инженерную подготовку территорий под застройку и т. п.) планируется увеличить в полтора раза – до 27,3 млрд. руб. По остальным направлениям бюджетные приоритеты изменились мало: в лидерах по росту ассигнований – образование, здравоохранение и ЖКХ.

Кстати, на прошлой неделе Fitch все же повысило долгосрочный рейтинг Петербурга до ВВВ-,стабильный. Свою роль здесь сыграло и заявление властей о готовности увеличить городской долг в 2006 году до 22,4 млрд. руб. против 16,2 млрд. на конец текущего (агентства в числе прочего упрекали правительство в том, что оно не использует благоприятную конъюнктуру и не привлекает относительно дешевые заемные ресурсы). В первую очередь, видимо, город будет тратить займы именно на развитие инфраструктуры.

Впрочем, власти готовы поглубже залезть в долги не рейтинга ради – у города обязательства перед крупными иностранными инвесторами, как уже пришедшими, так и планирующими прийти в Петербург, и без увеличения капитальных затрат их не выполнить. А собственных ресурсов не хватает.

Показательна ситуация, сложившаяся вокруг продажи городского имущества, прежде всего земельных участков. Если раньше депутаты упрекали комитет по управлению городским имуществом в нерасторопности и, как следствие, недоборе доходов, сегодня другая напасть – спрос со стороны девелоперов оказался ниже, чем предполагалось. И если в октябре, после начала торгов по «полному пакету», спрос на землю будет отставать от предложения, проблема неисполнения бюджетных планов может встать особенно остро. Кроме того, следом сократятся и отчисления строителей в фонд развития инфраструктуры. На кону несколько миллиардов рублей. Если же Смольный все-таки пойдет на уступки в вопросе снижения стоимости земли и размера инфраструктурных отчислений, это также будет чревато потерей бюджетом части доходов.

Торг уместен

В прошлом году принятие бюджета отняло у депутатов рекордно малое время – всего полтора месяца. Не в последнюю очередь сговорчивость парламентариев была вызвана теми 50 млн. руб., которые Смольный выделил в резервные депутатские фонды. А также тем, что позволил народным избранникам участвовать в формировании адресных программ по районам еще до внесения бюджета в ЗакС.

В этом году Смольный, похоже, намерен немного сэкономить на переговорном процессе – депутатские резервы решено урезать до 36 млн. руб. Однако даже в прошлом году депутаты не удержались от того, чтобы задать чиновникам несколько каверзных вопросов, например, по списанию городом долгов «Ледовому дворцу». Весьма вероятно, что в ходе рассмотрения нового бюджета опять всплывет тема масштабных строек вроде «Морского фасада». Кроме того, в сентябре ЗакСу предстоит принимать во втором и третьем чтениях новый Генплан Петербурга и Программу социально-экономического развития города – документы спорные и очень важные для Смольного. А это способно дать пищу для парламентских баталий с побочным эффектом в виде корректировки бюджета.

Оценка инициативы

Ибрагим Давлетбаев, генеральный директор компании «Балтийский берег»:

«Развивать социальные программы, конечно, необходимо. Но главное, чтобы власти в очередной раз не забыли бизнес. Эти сферы взаимосвязаны. Если бизнес развивается стабильно, все платят налоги, то и социальная сфера соответственно развивается».

Сергей Осутин, председатель совета директоров консалтинговой группы «О.С.В.»:

«Если в бюджете есть деньги, то их нужно тратить на образование и оборону. На оборону деньги тратятся. Если законодатели собираются направить значительную часть бюджета на развитие соцсферы, значит, деньги в бюджете есть».

Алексей Травин

Социально-капитальный бюджет-2006 уже верстается  »
Юридические статьи »
Читайте также