Бюджет нефтяного развития

"Денег много, роста мало", "Не в деньгах счастье", "Бюджетная метафизика" - такими априорно скептическими заголовками отозвалась российская пресса на презентацию проекта федерального бюджета-2006, одобренного правительством на прошлой неделе.

Не отрицая увеличения количественных показателей главного финансового документа, российские СМИ в большинстве своем усомнились в ощутимой благотворности его социально-экономических последствий.

Основная претензия, впрочем, адресуется не столько бюджету как таковому, сколько той сырьевой экономической модели, с которой он генетически связан и которая, в конечном счете, делает бессмысленными разговоры о долгосрочной и целенаправленной экономической политике государства.

"Всё... вполне традиционно, в духе "человек предполагает, а нефть располагает". Всё, что ни есть в родном Отечестве, зависит только от напора в трубе, - мрачно обобщает "Московский комсомолец". - Исходя из стоимости черного золота, высчитываются и ожидаемый курс валют, и повышение зарплат, и даже рост самого ВВП. Так что, если цены обвалятся, министрам вместо ласкающего слух слова "профицит" придется возвращаться к подзабытым терминам "дефицит", "секвестр" и т.д."

"По оценкам экспертов, - вторит газета "Труд", - доля бюджетных доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа сейчас составляет 55-60 процентов. Плюс выручка от продажи цветных и черных металлов, леса, угля. Кроме сырья, России пока особо нечего загранице предложить. А месторождения исчерпываются, тонна нефти дается все с большим трудом. Мало того: резервы роста за счет сырьевого сектора почти исчерпаны". Разброс в мнениях относительно проекта бюджета-2006 касается не его качества (здесь все СМИ одинаково меланхоличны), а степени его новизны, по сравнению с бюджетами прошлых лет.

"Наконец-то, исполнилась мечта "российских кейнсианцев", и федеральный бюджет России стал генератором экономического роста", - пишет сайт Polit.ru, по мнению которого предложенный документ - это "небольшая бюджетная революция", заключающаяся в "увеличении заработной платы работников бюджетных организаций". Правда, дальше называются два серьезных препятствия, которые могут встать на пути стимулирования экономики таким способом: "Первое состоит в том, что мощностей предприятий потребительского комплекса России может и не хватить для удовлетворения возросшего спроса, и тогда вместо роста предложения товаров мы столкнемся с ростом цен. Другое препятствие, которое прямо вытекает из предыдущего, состоит в том, что насыщение доходов может произойти за счет импорта, а не за счет отечественного производства".

По мнению же ИА "Росбалт", "в новом бюджете нет ничего неожиданного": рост расходов "вытекает из ожидаемых итогов исполнения бюджета нынешнего, по которым расходы эти будут больше, чем планировалось", по причине высокой инфляции и притока дополнительных средств, которые пошли на пенсии, нужды силовых структур и т.д. На этом фоне рост расходов в следующем году (на уровне 20%) кажется не таким уж большим.

Однако и те, кто придает значение факту увеличения расходов, и те, кто не видит в бюджете-2006 никаких концептуальных подвижек, по сравнению с бюджетами прошлых лет, одинаково убеждены в том, что заявленный правительством курс на неуклонное подавление инфляции (за три года - до 5,5%) всерьез воспринимать не следует.

"Инфляция вряд ли будет ниже 10%, - пишут "Известия". - Расходы, заложенные в бюджете на будущий год, достаточно большие и существенно могут подстегнуть рост инфляции". Такие и даже более внушительные показатели грядущей инфляции называют и другие СМИ.

Вызывает сомнение и предложенный проектом бюджета (который само правительство окрестило "Бюджетом развития") рост государственных инвестиций с 260 млрд. рублей до 640 млрд. "Теоретически эти деньги должны будут пойти на строительство новых заводов, мостов, предприятий, разработку различных месторождений и так далее, - пишет "Газета.ру" - Однако проектов для инвестиционного фонда нет даже на уровне предварительных бизнес-планов. Имеющиеся программы содержат крайне туманные критерии оценки эффективности затрат, а гипотетические результаты многих из них отнесены в далекое будущее".

Наибольшее раздражение - правда, далеко не всех - российских СМИ вызвал резкий рост расходов на президентскую администрацию, чиновников, "силовой блок" и особенно на спецслужбы. "Чем характерен второй срок президента Владимира Путина? - язвит "Коммерсантъ". - Тем, что его бывшие сослуживцы из госбезопасности стали активными субъектами хозяйствования. Их верхнему эшелону достался контроль над "Юганскнефтегазом". Бюджет-2006 позаботится и об их подчиненных".

"В самом деле, военным грех жаловаться, - пишут "Новые известия". - Выделяемая им сумма вырастет, по сравнению с нынешним годом, сразу на 114 млрд. руб. Говоря о финансировании образования, здравоохранения, культуры и прочей "социалки", министры предпочитали оперировать процентами увеличения, а не абсолютными цифрами - видимо, чтобы не бросалась в глаза разница с расходами на безопасность".

"Вообще-то, - подводит итог анализу проекта "Бюджета развития" "Газета.ру", - никакого ускоренного развития российская экономика в следующем году не обещает. Напротив, ожидается дальнейшее замедление темпов роста ВВП - 5,8% вместо 5,9% в этом году и 7,1% в 2004 году".

Вывод, который напрашивается в связи со всем вышесказанным, очевиден: независимая российская пресса не верит, во-первых, в российскую экономику и, во-вторых, в российское правительство. И, возможно, правильно делает.

Алексей Илюшкин

Правительство РФ одобрило проект бюджета-2006. На силовой блок предложено потратить в два с лишним раза больше, чем на социальный.  »
Юридические статьи »
Читайте также