Дистанционную торговлю загоняют в рамки

Государственная дума рассматривает поправки к закону "О защите прав потребителей", которые ограничат беспредел интернет-магазинов, ТВ-шопов и прочих "торговцев на расстоянии". Если депутаты примут предложения правительства, ужесточающие правила дистанционной торговли, обманутые потребители смогут отстаивать свои права на законных основаниях. Но в первом чтении принята только одна поправка, которая как раз ударит по потребителям, зато развяжет руки продавцам и производителям некачественных товаров.

Нелишняя буква закона

Покупая товар в реальном магазине, вы можете его пощупать, рассмотреть, понюхать и сравнить с аналогичным. При "посещении" интернет-магазина, телешопа или каталога, который вам кинули в почтовый ящик, вы такой возможности лишены.

- 4 марта в интернет-магазине "Выбор.ru" я заказал сканер Genius Color Page HR7X Slim. 6 марта мне его доставили, я оплатил покупку и отпустил курьера. А потом обнаружил, что сканер не совсем тот, что я заказывал: в его названии присутствует лишняя буква, то есть Genius Color Page HR7XE Slim, - жалуется Владимир Чернавкин. - Буква E означает, что сканер не имеет слайд-адаптера для просветного сканирования фотопленок и имеет разрешение 19 200, а не 24 000, как требовалось. Я послал сообщение о казусе в интернет-магазин и получил отписку, что нужно обратиться в сервисный центр. Но ведь сервисный центр принимает претензии по работе аппаратуры, а мне же привезли не тот заказ.

Ищут пожарные, ищет милиция

Владимир получил от магазина хотя бы ответ. Другие покупатели и этого не получают.

- Дистанционные продажи - это просто беда. Как только интернет-магазин получает первые претензии от покупателей, он вообще закрывается, - говорит Надежда Головкова, председатель Московского общества защиты потребителей. - Никто не хочет отвечать по обязательствам, менять товар и возвращать деньги. Найти скрывающегося продавца можно только с милицией. Если вам достался бракованный товар, а магазин "потерялся", вы можете обратиться к производителю. Но беда в том, что в интернет-магазинах и телешопах в большинстве случаев продается контрафактная продукция, а ее производителя вы не найдете.

Обманутые покупатели жалуются в общественные организации и в торговую инспекцию. Помочь им могут не всегда.

- Почти невозможно найти недобросовестного продавца, если в качестве обратного адреса он указывает номер абонентского ящика, - говорит Владимир Китайгородский, инспектор департамента Госторгинспекции РФ по Московской области. - "АЯ" - это бич дистанционной торговли и верный признак, что вас пытаются обмануть, причем к этой уловке прибегают и известные компании, например, "Поиск", торгующий семенами по каталогам и через Интернет. Любой магазин, в том числе предприятие дистанционной торговли, должен иметь юридический адрес, отдел рекламаций и консультантов, которые могут подтвердить свою квалификацию. Особенно опасно покупать на расстоянии товары для здоровья. Все консультации о таких товарах даются по телефону. Телефонные консультанты могут вам наврать все что угодно - никакой ответственности за свои слова они не несут.

Сутяги поневоле

Потребители, которым посчастливилось найти дистанционного торговца, нарушившего закон, подают иск в суд. Справедливости приходится ждать годами.

- В прошлом году наши юристы вели 105 дел, из них завершились только 45, - рассказывает Надежда Головкова. - Судебный процесс тяжелый и долгий, судьи перегружены гражданскими делами. Мы возлагаем большие надежды на институт мировых судей, которые могли бы рассматривать потребительские иски, но этот институт только начинает создаваться. Пока же некоторые дела тянутся по четыре года, поэтому мы советуем и продавцам и покупателям решать споры в досудебном порядке.

Если столичные потребители качают права и знают, куда им обращаться за помощью, то в провинции все иначе.

- В глубинке люди не так образованны, законов не знают, жаловаться опасаются, - рассказывает Любовь Потемкина, председатель Костромской ассоциации потребителей. - Судебная система в провинции более рутинная, последние 5 лет суды завалены гражданскими делами, и судьям очень трудно найти время и желание заниматься "копеечными" исками потребителей. Мировые судьи, которые могли бы взять эти иски на себя, не обладают нужным профессиональным уровнем. Многие из тех, с кем я сталкивалась, не имеют ни малейшего представления о существовании закона "О защите прав потребителя".

Время возвращать покупки

Среди поправок к закону, предложенных на рассмотрение депутатам, есть принципиальная норма, которая позволит покупателям в течение 10 дней вернуть любой товар, купленный в интернет-магазинах, телешопах и других предприятиях дистанционной торговли, без объяснения причин.

- Эти 10 дней - так называемый период охлаждения, - объясняет депутат Государственной думы Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России. - Покупателю дается право хорошенько подумать о целесообразности приобретения. Не секрет, что большинство покупателей телешопов попадают под возбуждающее действие рекламы: "Звоните прямо сейчас!" и "Первым десяти позвонившим - подарок!" Теперь у них будет время остыть и посоветоваться с другими членами семьи.

А вот технически сложный товар, не имеющий существенных технических недостатков, вернуть в магазин будет нельзя. Его придется ремонтировать по гарантии.

- Существенный недостаток - это тот, который не может быть ликвидирован без соразмерных затрат либо делает товар непригодным к использованию, - продолжает Петр Шелищ. - Это значит, если телевизор показывает, но плохо, вам придется его ремонтировать. Эта поправка призвана оградить продавцов от "потребительского экстремизма" - когда покупатели бесконечно предъявляют претензии продавцам и требуют замены товара на новый, как только гарантийный срок подходит к концу.

Честным самаритянам, которые покупают технически сложные товары, чтобы облегчить себе жизнь, теперь придется часами маяться в очередях гарантийных мастерских, штудируя новую редакцию закона "О защите прав потребителя".

Наталья Барановская

Некачественный товар не пройдет  »
Юридические статьи »
Читайте также