Депутаты защищают ГТК Ужесточая санкции за нарушения на таможне

Дума вчера проголосовала за многократное усиление административных санкций за таможенные правонарушения. Депутаты полагают, что этот законопроект будет окончательно принят в ближайшие полтора месяца, но обещают к этому времени уменьшить размер санкций.

С этого года в России действует Таможенный кодекс (ТК) , принятый прошлым летом. Предыдущий состав Госдумы не успел внести предусмотренные этим документом изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Вчера депутаты попытались исправить это упущение, приняв в первом чтении законопроект, предусматривающий резкое увеличение штрафов за таможенные нарушения. "Я руководствуюсь принципом "либеральное законодательство - жесткие санкции", - объяснил логику законопроекта его автор, председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов. Депутат рассчитывает, что Дума успеет окончательно принять закон в весеннюю сессию.

Поправки Драганова предполагают, что сумма штрафов за ряд нарушений вырастет в 20 раз. За предоставление недействительных документов, ввоз или вывоз запрещенных товаров и нарушение сроков временного хранения правонарушители заплатят до 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) , или 50 000 руб. , что является максимальным штрафом, предусмотренным в кодексе. За незаконное перемещение товаров и их приобретение, пользование или транспортировку, повлекшие неуплату таможенных сборов, а также за "недостоверное декларирование" предусмотрена конфискация товаров с одновременным наложением штрафа от половины до трехкратного размера от стоимости "конфиската".

Правительство и профильные комитеты дали положительные заключения на законопроект, указав на некоторые перегибы. Например, комитет по госстроительству отметил, что "применение штрафа в размере более однократной стоимости" должно осуществляться только судьями, а не таможенными органами. "Такая большая дельта расширяет коррупционные возможности чиновников, соглашается Драганов. - Ко второму чтению мы уменьшим максимально возможные санкции". Но независимый депутат, член комитета по госстроительству Виктор Похмелкин не верит в обещание коллеги. "Эти поправки слишком сильно лоббируют некоторые влиятельные депутаты, так что к лету он будет принят в нынешнем виде", - предсказывает он.

Участники рынка критикуют инициативу Госдумы. "Ужесточение наказаний - это движение в правильном направлении, - говорит консультант компании "Альта-Софт" Елена Муравенко. - Но оно обязательно должно сопровождаться либерализацией таможенных правил". Она считает, что новый ТК либерален только на словах. "На каждую статью нового кодекса ГТК выпустил толкование, которое устраняет весь либерализм статьи", - сокрушается Муравенко. Гендиректор компании "ГТК-сервис" Юрий Воронин полагает, что, если таможня разрешила выпуск товара, вину за нарушение однозначно разделяет чиновник и наказание импортера должно быть более мягким. "Наказания нужно не ужесточать, а четко дифференцировать в зависимости от того, было нарушение умышленным или произошло по ошибке, - убежден Воронин. - Ошибиться легко. Как, например, декларировать станок на колесах? По коду 87 (транспортное средство) или как станок? Пошлины-то разные".

"Таможня не разбирает, была ли это техническая ошибка или умышленное недостоверное заполнение декларации. Накажут одинаково", - соглашается эксперт по таможенному законодательству Калининградского регионального научного общества Алексей Зернов. По его мнению, такие нормы открывают дорогу повторным подачам декларации "за определенную плату инспектору".

Комментарий ГТК вчера получить не удалось.

Андрей Панов Светлана Иванова

На таможнях Северо-Запада начнут действовать особые отделы.  »
Юридические статьи »
Читайте также