В соответствии с постановлением Конституционного Суда России с 12 ноября федеральные лицензии на деятельность по производству и обороту алкогольной продукции выдаются без согласования с властями субъекта Федерации.

Ранее лицензии на операции с крепкими алкогольными напитками (розлив, оптовая продажа и т. д.) выдавались при условии согласования данного вопроса организацией с соответствующими органами субъектов Федерации. При этом ни законом, ни иными правовыми актами не устанавливались критерии выдачи «региональных виз». Городская администрация могла практически кому угодно разрешить или отказать. Теперь федеральный лицензирующий орган – Министерство России по налогам и сборам – будет самостоятельно принимать решение о выдаче лицензий на розлив водки и иные операции.

Основной довод и заявителя, и суда – произвольное решение региональных властей означает отказ в выдаче федеральным органом власти лицензии. Например, одному из заявителей администрация отказалась согласовывать выдачи лицензий со ссылкой на «сбалансированность регионального товарного рынка алкогольной продукции и платежеспособного спроса населения на нее». Другому поставщику отказали в праве работать с алкоголем, так как его торговая точка «не будет удовлетворять потребности населения, проживающего на близлежащей территории, и не окажет влияния на социально-экономическое положение населения».

В Санкт-Петербурге и Ленобласти вопрос выдачи лицензий согласовывают межведомственные комиссии, созданные при соответствующих комитетах. Но вот обнаружить каких-либо актов, регламентирующих согласование вопросов выдачи федеральных лицензий в открытых источниках не удалось.

Конституционный Суд России счел такой механизм несправедливым: «Отказ субъекта Федерации дать согласие на получение федеральной лицензии – независимо от того, является он мотивированным и основанным на предписаниях действующего законодательства либо не является таковым, – служит для федерального лицензирующего органа достаточным основанием для отказа в рассмотрении по существу вопроса о выдаче федеральной лицензии. В результате окончательное решение фактически принимается на уровне субъекта Федерации, а не на уровне Российской Федерации».

Однако само участие региональных администраций в вопросах регулирования выдачи федеральных лицензий признано конституционным. Конституционный Суд России решил, что субъекты Федерации вправе, выражая свое согласие либо несогласие с получением организацией лицензии в той мере, в какой эти положения не являются препятствием для федерального лицензирующего органа, разрешить данный вопрос по существу. Кроме того, администрации городов и областей вправе оспорить в судебном порядке решение о выдаче федеральной лицензии, в том числе если полагают, что таким решением нарушаются права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральные лицензии выдаются на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции), производство алкогольной продукции, если мощность превышает 0,02 миллиона декалитров в год, а также производство и оборот произведенных алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта крепостью более 15 градусов. Поэтому новое решение Конституционного Суда России затронет интересы всех водочных заводов Санкт-Петербурга.

Уже 14 ноября 2003 года – после официального вступления в силу вердикта Конституционного Суда России – в Санкт-Петербурге межведомственная комиссия рассматривала заявления нескольких компаний. В Управлении Министерства России по налогам и сборам по Санкт-Петербургу о решении высшего органа судебной власти узнали от журналиста «Кадис ПРЕСС». По мнению налоговиков, вердикт Конституционного Суда России серьезно не повлияет на регулирование выдачи лицензии и не затронет прав федерального лицензирующего органа.

Третьим будешь? Между ФКП "Союзплодоимпорт" и водочными заводами появятся посредники  »
Юридические статьи »
Читайте также