Третьим будешь? Между ФКП "Союзплодоимпорт" и водочными заводами появятся посредники

Лицензии на разлив "советских" марок водки, которыми распоряжается казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт", скоро будут выдавать частные компании. Минсельхоз и Минимущество наделили ФКП правом передавать право выдачи лицензий компаниям, не являющимся производителями алкоголя. Производители водки крайне обескуражены новым порядком выдачи лицензий.

Товарные знаки "Столичная", "Московская" и ряда других известных в СССР водок принадлежали государственному объединению "Союзплодоимпорт". В 1997 г. товарные знаки приобрело ЗАО "Союзплодимпорт", входящее в группу SPI предпринимателя Юрия Шефлера. Но в конце позапрошлого года марки были национализированы, а позднее переданы федеральному казенному предприятию (ФКП) "Союзплодоимпорт". Сейчас ФКП контролирует внутрироссийский рынок "Столичной" и "Московской", распоряжаясь выдачей лицензий на ее розлив, а SPI продает на зарубежных рынках водку этих марок, выпущенную на рижском заводе Latvijas Balzams. ФКП ведет упорную борьбу с SPI за выход на прибыльные западные рынки.

Как сообщили "Ведомостям" в ФКП, на днях министр сельского хозяйства Алексей Гордеев и глава Минимущества Фарит Газизуллин подписали приказ, расширяющий полномочия "Союзплодоимпорта". Теперь ФКП может не только выдавать лицензии на розлив "Столичной" и "Московской" ликероводочным заводам, но и заключать лицензионные договоры с организациями, не являющимися производителями алкоголя. Такому лицензиату предоставляется право заключения сублицензионных договоров с производителями.

Более того, новый приказ позволяет ФКП заключать с организациями договоры исключительного использования товарных знаков. Как пояснила "Ведомостям" сотрудник юридического отдела ФКП Галина Мозговенко, таким образом предполагается привлечь инвесторов для развития товарных знаков. "За те годы, что они принадлежали SPI, товарные знаки пришли в упадок, - говорит она. - Чтобы исправить ситуацию, нужны финансовые средства, а также профессионалы-маркетологи. Как мы убедились, заводы развитием и продвижением марок заниматься не умеют, а у нас в России есть компании, которые могут ими заниматься профессионально". Привести примеры таких компаний Мозговенко отказалась. По ее словам, коммерческий департамент ФКП сейчас собирает предложения от потенциальных партнеров. "Им будет передана эксклюзивная лицензия на некоторые наши брэнды, а они, со своей стороны, привлекут инвестиции и заключат договоры с производителями", - добавляет она. Какие именно марки предполагается развивать таким образом, Мозговенко не сообщила.

ФКП, по данным Счетной палаты, за девять месяцев этого года получило в виде лицензионных платежей 25,4 млн руб. , однако вся эта сумма была "съедена" налогами, содержанием аппарата ФКП, а также судебными тяжбами, которые ФКП ведет против SPI. По словам Мозговенко, размер роялти, которые будет получать ФКП от таких "переданных в управление" марок, в любом случае не может быть меньше, чем ФКП получает сейчас.

Игроки водочного рынка комментируют новый механизм выдачи лицензий на розлив подконтрольных ФКП водок крайне скупо. "Мы об этом слышали, - говорит руководитель одного из крупных заводов, производящих водку по лицензии ФКП, - пока трудно сказать, что из этого выйдет, мы документов еще не видели. Но это выглядит странно - есть владелец товарного знака, есть производитель. Зачем в этой схеме третий? " Зато в SPI к затее противников отнеслись крайне критично. "Такие действия просто подчеркивают полную импотенцию ФКП, неспособного осуществлять свою деятельность самостоятельно. Никакие сублицензии не нужны, это губит брэнд. Мы принципиально никогда не делали таких вещей", - говорит гендиректор ЗАО "Союзплодимпорт" Андрей Скурихин. "Возможно, в этих частных предприятиях и будут зарабатываться деньги, но поступят ли они в госбюджет или распределены в соответствии с какими-то другими договоренностями, не знаю", - добавляет он.

Роман Кутузов

Водка минус Конституционный суд лишил губернаторов монополии на алкоголь  »
Юридические статьи »
Читайте также