Испытание качеством На смену госконтролю приходит ответственность производителя

Парадоксально, но факт: в России, стране, где качество выпускаемой продукции является чуть ли не национальной проблемой номер один, прошедшая во второй половине ноября международная неделя качества осталась почти полностью вне поля зрения средств массовой информации.

Почему так получилось - сказать трудно. Целый комплекс мероприятий был приурочен ко Всемирному дню качества, который отмечается 14 ноября и учрежден Европейской организацией по качеству (ЕОК) при поддержке Организации Объединенных Наций. Ставшая уже традиционной, эта общемировая акция позволяет усилить внимание производителей и потребителей, органов государственного управления, общественных организаций к проблеме качества. В ее рамках в Москве была проведена международная конференция "Качество - путь к совершенству", подведены итоги очередного ежегодного конкурса "100 лучших товаров России" и несколько других мероприятий.

И все же тема, что называется "не пошла", причем даже в деловой прессе. Одна из причин этого, как представляется, - недостаточное осознание в России понятия качества как важнейшего общественного института, гарантирующего не только конкурентоспособность нации, но и ее безопасность. Под качеством мы привычно понимаем качество конкретного товара, услуги и даже образа жизни, но, опять-таки, скорее конкретного, отдельно взятого человека, семьи, социальной группы. Вряд ли можно сказать, что в России качество воспринимается как часть национальной культуры или традиция. К сожалению, даже в инженерной среде. Вот изобрести что-нибудь эдакое - это еще у нас осталось. Освоить производство, добиться жесткой технологической дисциплины и довести товар до потребителя для отечественного производителя по-прежнему остается сверхзадачей. Совсем не смешно, но технологические проблемы многих иностранных фирм, организующих производство в России, начинаются с плохого качества электроэнергии. Печально, однако на этом они часто и заканчиваются - вместе с проектом.

Между тем Россия стремительно вовлекается в мирохозяйственные связи, вплотную соперничая со странами и фирмами, сами названия которых стали мировыми символами качества. По словам председателя Госстандарта России Бориса Алешина, "качество - определяющий фактор стабилизации и развития экономики, а умелое использование фактора качества обеспечивает стабильное положение в условиях жесткой конкуренции".

Механизмом, существенно влияющим на качество, является стандартизация. Действующая сегодня система стандартизации была разработана в Советском Союзе и частично реформирована в России Законом "О стандартизации", с которым тесно связан Закон "О сертификации продукции и услуг". При первых шагах к рыночной экономике эти законы достаточно успешно выполняли свою функцию. Однако сегодня ситуация изменилась. Б.Алешин считает, что "пришло время изменить точку зрения на систему стандартизации: посмотреть на нее со стороны рынка. Система должна подстроиться под происходящие изменения в экономике страны и запросах общества".

Для решения этой задачи разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе федеральный закон "Об основах технического регулирования в Российской Федерации".

В основу закона положен ряд новых принципов.

Прежде всего отметим принцип вынесения обязательных требований, содержащихся в нормативных актах, в том числе в государственных стандартах, в область технического законодательства - в технические регламенты, имеющие статус федеральных законов, и придание стандартам статуса добровольных. При этом добровольные стандарты должны быть гармонизированы с техническими регламентами, чтобы помочь товаропроизводителю правильно понять и выполнить их требования, обеспечивая тем самым право товаропроизводителя подтвердить соответствие своей продукции требованиям технических регламентов.

Далее следует принцип соответствия технического регулирования как современному уровню научно-технического развития, так и интересам национальной экономики, состоянию отечественной материально-технической базы. Этот принцип предполагает, что, с одной стороны, требования технических регламентов и нормы добровольных стандартов должны быть ориентированы на международные стандарты и европейские директивы, а с другой - учитывать современные интересы и возможности развития экономики страны.

Нельзя не упомянуть и принцип единой системы и единства правил аккредитации для всех испытательных лабораторий и сертифицирующих органов и связанный с ним принцип недопустимости совмещения одним органом функций аккредитации и сертификации. Для этого обязанности проведения работ по аккредитации возлагаются на определенный федеральный орган исполнительной власти, не осуществляющий работ по сертификации.

Наконец, отметим еще два важных принципа: недопустимость совмещения в одной организации функций органа государственного контроля (надзора) и органа сертификации, а также недопустимость ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации.

Законопроект предусматривает, что технический регламент будет устанавливать не только обязательные требования к безопасности продукции, но также схемы и методы их подтверждения. Кроме того, основной формой подтверждения соответствия будет декларация изготовителя, и только по ограниченной номенклатуре особо опасной и социально значимой продукции будет применяться обязательная сертификация.

Следует отметить, что в связи с устранением избыточности обязательной сертификации и, соответственно, сокращением ее объемов можно ожидать расширение добровольной сертификации, как это практикуется во всех развитых странах.

Законопроект предполагает существенное изменение принципов и порядка проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов и стандартов. Он будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти при координирующей роли федерального органа исполнительной власти в области технического регулирования.

Государственный надзор (контроль) предлагается осуществлять исключительно на стадии обращения продукции. При этом все работы по государственному надзору финансируются только из госбюджета.

Сможет ли закон "Об основах технического регулирования в Российской Федерации" стать основой защиты потребителя от некачественной продукции? В части законодательного обеспечения некоего уровня стандартизованной технической базы, безусловно, да. Тем более что он подкреплен уже действующими федеральными законами, например, Законом "О защите прав потребителей", которым в свое время была введена сертификация.

Сегодня в России системы качества сертифицировали немногим более тысячи предприятий и организаций. Этого пока слишком мало для того, чтобы говорить об успешном овладении современными методами управления качеством. В развитых зарубежных странах предприятий, имеющих сертификаты по ИСО серии 9000, многие тысячи.

Настоящего же прорыва к мировым уровням качества не добиться без того, чтобы понятие качества не стало частью российской национальной психологии, основой корпоративной, производственной и бытовой культуры. Если считать вялую реакцию средств массовой информации, упоминавшуюся вначале, хотя бы в некоторой степени отражением общественного понимания проблемы, то в России слово "качество" еще долго будет отождествляться с названиями отнюдь не отечественного происхождения.

Евгений Васильчук

На ярмарках и выставках застучат кассы  »
Юридические статьи »
Читайте также