Обогреть Ромашки Реформа ЖКХ — опыт соседей

Накануне мы вместе с нашим фотокорреспондентом побывали в Приозерском районе Ленобласти. Там, где создана реальная конкуренция в сфере ЖКХ и выполняется масштабная (по районным меркам) инвестиционная программа. Это уже позволило решить некоторые проблемы отопления и замены коммуникаций. Котельные переводятся на экологически чистое биотопливо. И даже повышен уровень сбора платежей с потребителей. Сегодня мы расскажем об опыте наших соседей, который мог бы быть полезен и для Петербурга.

Сразу необходимо оговориться: не все тут безоблачно. И даже далеко не везде началась реформа. Местные газеты заполнены жалобами граждан на услуги ЖКХ, отписками обслуживающих организаций, фотографиями треснувших стен, сорванных с петель дверей подъездов, обвалившейся штукатурки... Да и сам Приозерск, и поселки, которые мы успели посетить за один день, не производят впечатления безусловно процветающих. Однако есть некоторое движение вперед (как принято нынче говорить: «Вектор обозначен»). Причем безо всякого превращения бывших ЖЭСов в частные и акционерные компании, а их начальников — в новых «новых русских». И даже без создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) — этот этап еще впереди, и местные власти с ним не торопятся: пока есть дела и поважнее...

Как рассказал нам глава Приозерского района Сергей Яхнюк, начали реформу тут с самого начала — то есть с котельных. Малые котельные, многие из которых достались муниципалитету «в наследство» от воинских частей и других ведомственных организаций, работали на угле, устаревшем оборудовании, топливо загружалось вручную, да и вообще эти объекты находились в полуразгромленном состоянии. И вот эти котельные передали в частные руки. Причем не первому встречному — муниципалитет рассматривал все заявки и удовлетворил далеко не все. Да и многие предприниматели, посмотрев на котельные и тепловые сети, ознакомившись с собираемостью платы за коммунальные услуги, отказались сами. Остались только те, кто сам жил в тех же поселках, в тех же домах и действительно хотел улучшить условия жизни.

Котельные были переданы вместе с тепловыми сетями, чтобы новым хозяевам было выгодно менять трубы: продают тепло они не владельцам теплосетей, а конечному потребителю. И, забегая вперед, можно сказать, что эта практика себя оправдала — за минувшее лето в тех поселках, где проходит эксперимент (Запорожское, Сосново, Громово, Починок, Ромашки, Суходолье, Плодовое и ряде других), заменили чуть ли не 20% тепловых сетей. Но главное, чем могут похвастать в Приозерье, — новые технологии производства тепла.

Вместо устаревших морально и физически угольных котлов появились новенькие экологически чистые, работающие на... опилках и прочих отходах деревообрабатывающего производства. То есть фактически на дармовом сырье. Часть оборудования — производства Латвии, часть — уже отечественная, произведенная в Петербурге. Темпы строительства новых котельных такие, что в районе не оказалось нужного количества опилок — уже 50% этого топлива везут с деревообрабатывающих производств Петербурга. А в той котельной, которая переоборудуется в настоящий момент, будет установлен котел, работающий на смеси щепы и торфа. В связи с этим в Приозерье будет возрождаться добыча торфа — ведутся переговоры с профильной финской компанией.

Мы посетили уже работающие котельные. Чистота, запах опилок, операторы в опрятной одежде. Отходов практически никаких: в день ведро золы высыпают на ближайшем поле. Дым из трубы — как из русской печки на дровах. Кстати, почему бы в Петербурге не строить такие же малые котельные? Промышленного леса у нас в городе нет, но ведь везут же с наших деревообрабатывающих производств опилки и щепу в область — а почему бы не использовать их на месте?

Но вернемся в Приозерье. После того как прошлой зимой в дома пришло тепло, наступил второй этап реформы — тем же фирмам, зарекомендовавшим себя в качестве поставщиков тепла, предложили взять на себя обслуживание домов. Прошли собрания жильцов (пока без всякого создания ТСЖ, заметьте), на которых было решено выбрать в качестве управляющих компаний не муниципальные предприятия, а новые фирмы. Результат не заставил себя долго ждать: отремонтирована вечно текущая кровля, произведен ремонт в подъездах, там — уже по инициативе жильцов — появились цветы, коврики... Генеральный директор ООО «Оазис» (поселок Запорожское) Виктор Беркутов говорит, что людям просто объяснили: стекла в подъезде вставлены за их же деньги, если стекло разобьют — им же и придется платить. И когда народ понял, что деньги, которые он заплатил за коммунальные услуги, не ушли куда-то в бездонные «закрома Родины», а были использованы здесь, в их же доме, — сам стал следить и за «трудными» подростками, и вообще за порядком.

Есть еще любопытный опыт: тем, кто хотел бы расплатиться с задолженностью за коммунальные услуги, но не может это сделать, было предложено... отработать на ремонте своего же дома — кровли, подъездов. Причем все было сделано официально: оформлены договоры подряда в счет задолженности за коммунальные услуги, заплачен подоходный налог — закон это позволяет . Более того, такие договоры с удовольствием заключали и те, у кого задолженности по квартплате не было, — в счет будущих платежей. А жильцы одного из домов, ранее считавшегося «неблагополучным» (общий долг достигал там 85 тыс. рублей), не только сделали ремонт общедомовой собственности, но и забор вокруг дома поставили — чтобы никто чужой ничего не сломал...

Заместитель главы Приозерского района, курирующий вопросы ЖКХ, Сергей Абрамчик отмечает, что практика погашения задолженности непосредственно трудом была и в муниципальных предприятиях. Но у их руководителей не было кровной заинтересованности в этом. И только с приходом частных компаний народ пошел работать (фактически на себя же) в массовом порядке.

Правда, пришлось кое на кого и надавить. Так, только в октябре предприятия ЖКХ Приозерского района направили неплательщикам 739 предупреждений. Было подано 84 иска в суд о взыскании задолженности, четыре иска — на выселение из-за долгов. В пяти квартирах произведен арест имущества... Но в отличие от Петербурга тут проходят все этапы последовательно. «Показательно» никого не выселяли, в каждом случае пытаются найти индивидуальный подход.

Как результат — сотрудники частных управляющих компаний (те же сантехники и электрики) регулярно получают зарплату, тогда как в муниципальных предприятиях задержка по зарплате достигает двух месяцев. Кроме того, по словам генерального директора ООО «Управдом» Елены Федотовой, от работников требуется не только выполнение необходимых технических операций, но и человеческое отношение к клиентам, элементарная вежливость (не говоря уже о трезвости). И поэтому пришлось сменить значительную часть персонала.

В общем, выводы тут простые. Люди готовы платить и работать на результат. Предприниматели готовы вкладывать инвестиции. Но все, как всегда, зависит от воли местных властей. Вернее, от того, насколько доброй эта воля будет. И еще одно — необходимо, чтобы предприятия, занимающиеся эксплуатацией жилого фонда, были небольшими. Потому что тогда сразу видно, куда и сколько денег вложено, где и с каким качеством произведен ремонт, не исчезли ли в неизвестном направлении средства граждан, эффективно ли они используются. Ну а большие объемы работ, огромные масштабы (как в Петербурге, к примеру) позволяют ловить рыбку в мутной воде. Как говорит народ: «В маленькой стране порядка больше»...

Виктор Николаев

Кому и зачем это нужно?  »
Юридические статьи »
Читайте также